Эрисейра: старый город и пляж

Эрисейра (Ericeira) - португальский городок, куда съезжаются сёрферы со всего мира. Приехали и мы посмотреть на сказочные пляжи у подножия скал.

Мы доехали из Лиссабона на автобусе с остановкой в Мафре (посмотрели то и другое) и вышли в современной части Эрисейры. Оттуда спустились в старый город и к океану. Погуляли по пляжу, поглазели на рыбацкие лодки. Один день в Эрисейре - отличная перезагрузка от городской жизни.

Как всегда из поездки у меня море фото, но я постаралась выбрать самое интересное. Внизу статьи практическая информация для путешествия в Эрисейру.

Прогулка по Эрисейре и пляж

Эрисейра: что в имени твоём?

Выйдя на вокзале, я не особенно обрадовалась. Перед нами предстало море домов, нагромождённых сверху вниз. Я представила себе перспективу вовзращаться в горку. Смотреть в современной Эрисейре нечего, но одна маленькая достопримечательность попалась нам на пути - скульптура морского ежа.

Эрисейра, Португалия
Эрисейра, Португалия. Скульптура морского ежа

К ней прилагается объяснение: в переводе с вульгарной латыни "Эрисейра" означает "место, где много ежей". На побережье Эрисейры огромное количество морских ежей, и считается, что этому она обязана своим названием.

Белоснежные домики старой Эрисейры

Наконец, спускаемся к более старой части города. Тут уже нет такой монотонности, хотя, казалось бы, всё вокруг белого цвета, и деревьев практически нет. Чем ближе подходишь к океану, тем старше и оригинальней домики Эрисейры. Некоторые ну просто как из сказки, пряничные домики напоминают.

Исторический центр Эрисейры
Эрисейра, исторический центр города

В старой Эрисейре все дома выкрашены в белый цвет.  Контуры стен у большинства домов обведены ярко-синим, двери и ставни тоже синие, а крыши с красной черепицей. Цвета здесь, как в Санторини, навеяны близостью к океану. Он виден в просветы между домами, и всё это вместе смотрится так красиво, особенно в солнечный денёк.

Белоснежная Эрисейра
Эрисейра. Улица, выходящая к океану.

Пляж Прайя-душ-Пешкадориш

Самый центральный пляж Эрисейры, и куда проще всего добраться, если вы приехали на автобусе, это Прайя-душ-Пешкадориш (Praia dos Pescadores). Выйдя с любой улочки исторического центра, попадаешь к нему. Точнее, к скале над пляжем.

Эрисейра, Португалия
Эрисейра. Пляж Прайя-душ-Пешкадориш

Песчаный пляж имеет форму подковы, и сверху к нему с обеих сторон ведут пологие спуски.

Скала, нависающая над пляжем, фортифицирована снизу до верху. Укрепления возвели в начале XVIII века, сейчас они имеют скорее символический вид, но впечатляют масштабом работ.

Эрисейра
Эрисейра. Пляж Прайя-душ-Пешкадориш

Спускаемся вниз. В ветренный день, шум океана у берегов Эрисейры настолько сильный, что от него идёт шквальный гул. Не похоже на обычный прибой, в котором слышится плеск воды. При ветренной погоде волны накатывают так, что у камней взбиваются будто сливки, и кусочки пены улетают в сторону, не возвращаясь обратно.

Пляж в Эрисейре, Португалия
Волны на пляже в Эрисейре

Прайя-душ-Пешкадориш буквально означает "пляж рыбаков". Сбоку от песчаной полосы стоянка их лодок. Рыбацкие лодки в Эрисейре отличаются от лодок в Сетубале или Кашкайш. Они побольше и все разные по форме, потому что многие из них самодельные.

Эрисейра - рыбацкие лодки
Рыбацкие лодки у пляжа

Ярусом выше лодок мы нашли скромную, но милую достопримечательность - углубление в стене, а в ней кран, из которого холодная вода льётся в каменную чашу. На стене внутри - азулежу с иконкой, а сбоку надпись - Фонти-да-Луа (Fonte da Lua) - Лунный источник. Отсюда рыбаки брали воду ещё до того, как в Эрисейре появился водопровод. К своему удивлению в чаше я увидела рыбок. Хорошо им наверное под проточной водой.

Эрисйра. Источник Фонти-да-Луа

Удивительные церкви Эрисейры

Вот мы снова наверху. Над пляжем стоит маленькая часовня с памятной табличкой, выложенной азулежу. Она сообщает нам, что в 1910 году, благодаря доброте местных жителей, королевская семья смогла бежать из Португалии, сев на корабль на пляже Прайя-душ-Пешкадориш.

Это было после установления республики, но не сразу. Покинув королевский дворец в Лиссабоне, свергнутые монархи продолжали жить в Синтре, потом в Мафре. Благо везде у них было по дворцу, не то что у простых людей. Но в конце-концов, деваться стало некуда, и они уплыли из Эрисейры в Англию.

Эрисейра, Португалия. Часовня Носса-Сеньора-да-Боа-Вьяжен

Часовенка та была построена ещё задолго до тех событий, где-то в XVI-XVII веках. Называется Носса-Сеньора-да-Боа-Вьяжен (Capela de Nossa Senhora da Boa Viagem) - часовня Пресвятой Девы Доброго Пути. Ей с давних пор молились и наверное до сих пор молятся рыбаки Эрисейры. В Португалии они всегда были особенно религиозны (я уже рассказывала про это в посте про деревню, где мы жили на Азорских островах).

Вообще, религиозная сторона Эрисейры, или точнее её архитектура, стала неожиданным сюрпризом. Я не думала, что здесь будут такие красивые церкви. Об этом как-то не особенно упоминается, потому что Эрисейра известна в основном как место для сёрфинга. Это совсем несправедливо.

Дальше мы прошли мы заглянули в церковь Мизерикордия (Igreja da Misericódria) - пример  португальского барокко. Эта церковь относится к XVIII веку. В ней низкие потолки с красивыми росписями. Здесь вообще богатое убранство, у алтаря и в задней части церкви стоят картины.

Эрисейра, Португалия. Церковь Мизерикордия

Наконец, главный храм Эрисейры - Сан-Педру (Igreja de São Pedro). Он впервые упоминается в XV веке, когда здесь была часовня. В XVII-XVIII веках её перестроили в церковь. Стиль её убранства - рококо. Также богато расписаны потолки. Наверху есть орган.

Эрисейра - достопримечательности
Эрисейра. Церковь Сан-Педру

Я на минуту задумалась о том, как воспринимали сакральное искусство раньше, когда не было возможности ходить в музей. Сейчас мы в похожей ситуации...

Что ещё посмотреть в Эрисейре

В планах следующих поездок в Эрисейру: пройти как можно более длинный маршрут вдоль побережья и посмотреть разные пляжи, сходить в музей при церкви Мизерикордия и попасть на праздник Пресвятой Девы Доброго пути в середине августа.

Практическая информация для поездки в Эрисейру

Как доехать в Эрисейру из Лиссабона

Эрисейра находится примерно в 50 км от Лиссабона. На автобусе туда можно доехать так же, как и в Мафру, от автовокзала Кампу-Гранди.

Стоит ли ехать в Эрисейру на один день?

Да. Даже если в запасе всего полдня, заехать в Эрисейру стоит. Её историческая часть совсем маленькая, и сразу перед ней пляж, о котором я рассказывала.