Понта-Делгада - сказочная столица острова Сан-Мигел

Понта-Делгада (Ponta Delgada) - самый большой и динамичный город на Азорских островах. В нём живёт всего около 50 000 человек, но по местным меркам это много.

Кто бы мог подумать, что нам с мужем придётся ехать именно в Понта-Делгаду, чтобы сделать его карту резидента! Однако вот. С Понта-Делгады началась наша неделя на острове Сан-Мигел. Когда самолёт пошёл на посадку, я уже поняла, что всё время буду ходить там с открытым ртом. Мы вышли из аэропорта и пошли пешком в сторону миграционной службы. Сказать, что перед нами был другой мир, - ничего не сказать. Другой воздух, небо, запахи, другой ритм жизни. А уж местное произношение... Остановились мы в деревне Вила-Франка-ду-Кампу, но по Понта-Делгаде погуляли тоже немало.

Понта-Делгада, остров Сан-Мигел

Поселение Понта-Делгада было основано ещё в 1449 году, статус города получило в 1546-м. С тех пор и до наших дней это единственный город на острове Сан-Мигел. Прислушавшись к разговорам жителей острова, муж заметил, что про неё они говорят "в городе", "поехать в город". Рост Понта-Делгады отчасти был связан с землетрясением 1522 года, разрушившим первую столицу, Вила-Франка-ду-Кампу. Не менее важным было то, что ещё до этого, в 1518 году, в Понта-Делгаде была открыта таможня, и её порт стал расти.

Центр Понта-Делгады и сейчас остаётся у океана. Там же находится единственное высотное здание на острове. Вид на порт и набережную рано утром:

Чтобы защитить порт и город от пиратов, в 1552-1580 гг. был построен форт Сан-Браc (Forte de São Bras). Он находится на набережной, рядом с бухтой, где оставляют свои лодки рыбаки.

Понта-Делгада, остров Сан-Мигел

Набережная Понта-Делгады - это то место, где сосредоточено буквально всё, что связано с транспортом и туризмом. Там находится бесплатный информационный центр для туристов, киоски, где можно купить билеты на хоп-он-хоп-офф или прогулку на лодке для наблюдения за китами (об этом отдельно), и остановки автобусов, циркулирующих по острову.

Старинные здания у набережной выглядят очень нарядно, в архитектуре и мощении много контрастных сочетаний.

Понта-Делгада, Азорские острова

Архитектурный символ Понта-Делгады тоже находится рядом с набережной - это городские ворота (Portas da Cidade) и  Церковь Святого Себастьяна (Igreja de São Sebastião):

Понта-Делгада, остров Сан-Мигел

Эти ворота были построены в конце XVIII века и раньше стояли у входа в одну из бухт Понта-Делгады. В 1948 году во время строительства улицы, идущей вдоль набережной, их разобрали по кирпичику и перенесли на площадь Гонсалу-Велью-Кабрал (Praça de Gonçalo Velho Cabral). Мне кажется, эта площадь и тротуары вокруг неё богаче всего украшены португальским мощением. Если в Португалии оно обычно белое/бежевое с чёрным узором, то здесь наоборот, т.к. на острове Сан-Мигел много вулканической породы.

Церковь Святого Себастьяна, прямо за воротами, - самая главная на острове Сан-Мигел, её башня с часами видна из многих точек Понта-Делгады. Церковь посвящена святому-покровителю Понта-Делгады и возведена на том месте, где раньше стояла часовня, построенная местными жителями, обратившимися с молитвами к Святому Себастьяну, когда в городе разразилась чума.

Здание церкви относится к середине XVI века, с этого времени в неизменном виде сохранились главные ворота в стиле мануэлино. Некоторые элементы, особенно во внутреннем декоре, датируются XVIII веком, когда церковь была пышно украшена позолоченной резьбой по дереву и азулежу. Насчёт азулежу не знаю, может быть они не сохранились, по крайней мере, я их не видела, а вот позолоченное дерево и лепнина в одной из часовен церкви:

Понта-Делгада, остров Сан-Мигел

Тротуар, украшенный звёздами, у церкви Святого Себастьяна ведёт внутрь города, к его узким улочкам. Это одна из центральных, там много магазинов, сувенирных и даже брендовых, и всякие учреждения, в том числе миграционная служба:

На этой улице есть маленькая старинная часовня, которая всегда была закрыта. Оказывается, ей уже больше 500 лет. Интересно, есть ли в Понта-Делгаде настолько же старые дома? Часовня Сан-Браз-и-Санта-Лузия (Capela de São Brás e Santa Luzia), XVI век:

Рядом небольшая площадь-сад с растениями из Бразилии, Австралии и Азии, и все они в буквальном смысле цветут и пахнут. На острове Сан-Мигел идеальный климат для растений из многих частей света.

Понта-Делгада, остров Сан-Мигел

Не сфотографировала этот садик целиком, чтобы не беспокоить женщину, которая ела булочку, сидя на лавочке прямо перед ней 😊 Тут мы свернули на пешеходную улочку:

Это уже подальше от центра, но тротуар всё ещё с рисунком:

В Понта-Делгаде тротуары совсем узенькие, но сделаны с фантазией. Дорожное движение в основном одностороннее, внутренний общественный транспорт - микроавтобусы A, B, C и D, каждому соответствует линия определённого цвета. Плюс автобус до аэропорта, но, как я уже говорила, аэропорт расположен совсем близко к городу. Если нет тяжёлого багажа, до него можно дойти пешком и заодно получше узнать Понта-Делгаду.

Из достопримечательностей мы ещё были в саду Антониу Боржеса (Jardim Antônio Borges).  Этот сад был разбит в XIX веке и устроен в стиле романтизма. Он назван по имени своего бывшего владельца, состоятельного бизнесмена и политика, увлекавшегося ботаникой. Боржес завёз для него растения из разных частей света. Сад украшен гротами и озерами, вековые деревья впечатляют своими размерами.

Понта-Делгада, остров Сан-Мигел

В новой части Понта-Делгады ничего такого особенного нет. Мы пытались найти там смотровую площадку, указанную на карте, но увы. Даже набрели на какое-то вонючее место у океана, там пахло то ли газом, то ли резиной, не могу сказать, чем именно, хотя виды были красивые.

Пообедали в кафе Клиппер (Café Clipper). Это маленький старый бар, где делают традиционные для Португалии сэндвичи бифана (со свиной отбивной) и прегу (с говяжьей). Кроме этого продаются кейжады из азорских деревень. В Клиппере хорошо готовят, и - очень важно! - он открыт в выходные. Рекомендую запомнить это место тем, кто поедет в Понта-Делгаду.

В выходные, особенно в субботу, на острове Сан-Мигел закрыто практически всё, это касается и Понта-Делгады. Даже туристические автобусы хоп-он-хоп-офф не ходили. Не знаю, является ли это правилом, или просто так получилось именно в ту субботу, что мы гуляли по Понта-Делгаде. В киоске, где продают билеты на наблюдение за китами, консультант сказал, что по расписанию сейчас должна быть лодка, но тут же уклончиво протянул, что это, мол, по расписанию. Только мы вышли на минуту подумать, как он сразу же свернул работу и закрыл дверь.

Что-то похожее получилось и с нашим автобусом обратно в Вила-Франка-ду-Кампу: по расписанию он должен был приехать, но увы. Следующего пришлось ждать час, и никого из местных это не удивило. Зато мы посмотрели ещё одну церковь у набережной.

Понта-Делгада, остров Сан-Мигел

Церковь Святого Петра (Igreja de São Pedro) считается одним из самых красивых религиозных сооружений архипелага в стиле барокко. Она существует ещё с начала XV века, но здание, которое мы видим сегодня, относится к 1733 году. Потолки церкви Святого Петра полностью покрыты росписью, а алтарь украшен золочённой резьбой.

Вид на Понта-Делгаду с пирса напротив церкви Святого Петра:

Ниже на карте я отметила достопримечательности Понта-Делгады - синим те, что упомянуты в этой статье, красным - другие интересные места.

Что посмотреть в Понта-Делгаде - карта:

Эта карта достопримечательностей именно Понта-Делгады как города, а не одноимённого муниципалитета. Частенько между этим не делается различия, но его важно понимать, т.к. такие места, как, скажем, Сети-Сидадиш (Sete Cidades) или Моштейруш (Mosteiros) входят в муниципалитет Понта-Делгада, но находятся в 28 и 32 км от города.