Астана или Нур-Султан? Неважно, просто приезжайте!

Муж о своей поездке в Астану (теперь Нур-Султан):

"Оставив позади на удивление прекрасный Душанбе, мы поехали дальше в Казахстан. Т.к. мы уже посетили три старинных города Средней Азии (Ташкент, Самарканд и Душанбе), то решили не ехать в Алматы, хотя там у нас дважды была пересадка, а посмотреть Астану. Астана  - современный город, и это вносило некоторое разнообразие в наше путешествие. Не знаю, интересно ли в Алматы (наверное да), но думаю, мы не зря выбрали столицу.

Когда я покупал билеты, столица Казахстана ещё называлась Астана, сейчас Нур-Султан, и это не первый раз, когда меняется её название. Город был основан в 1832 году и назывался тогда Акмолинск, это название восходит к старинному поселению Акмолинский приказ. В 1961 году город переименовали в Целиноград. В 1992 году, когда Казахстан уже стал независимым, название поменяли на Акмола. 10 декабря 1997 года Акмола была объявлена столицей страны, а 6 мая 1998 года стала называться Астана, что по-казахски значит "столица". Наконец, 20 марта 2019 года её переименовали в Нур-Султан в честь "отца нации" Нурсултана Назарбаева, отказавшегося от власти за несколько дней до этого.

Из Душанбе в Алматы и затем в Астану мы летели авиакомпанией Эйр Астана, мне она очень понравилась. Прилетели в 20:00 и остановились в хостеле в центре города, совсем рядом с самыми известными достопримечательностями. Мой вид из окна в тот вечер:

Астана (Нур-Султан)

По совпадению, в этом же здании жил друг моего попутчика, и он пригласил нас поужинать в отличный ресторан под названием Саксаул, и попробовать некоторые национальные блюда, из которых самым лучшим была лопатка барашка. На следующий день мы ещё раз вернулись в этот ресторан и поели отличной долмы. Кухня Средней Азии в ресторане Саксаул:

Мы провели в Астане весь день и уехали следующим утром. Всего у нас было примерно 36 часов, и за это время мы смогли многое посмотреть.

Астана делится на две части: старая и современная. В основном мы гуляли по новой Астане. Там всё масштабное,  широкие проспекты и тротуары, современные небоскрёбы. В воздухе витает чувство, что город всё время растёт и развивается. Подъёмных кранов почти столько же, сколько домов, так что, мне кажется, у Астаны есть перспективы через несколько лет превратиться в Дубаи, Сеул, или Токио, какой-то такой город с множеством высотных зданий. Интересная деталь - в этой части Астаны мало кто ходит пешком. Говорят, что это из-за сочетания больших расстояний и палящего солнца.

Прогулка по Астане началась рано утром. По приглашению друга моего коллеги, мы поехали в Университет Назарбаев, где он работает преподавателем. Университет находится за пределами центра города и довольно большой. Внутри он показался мне похожим на аэропорт Инчхон в Южной Корее или какой-нибудь крупный торговый центр из-за большого коридора с пальмами, фонтанами и красивым дизайном. Фонтаны всегда выключены и работают только, когда приезжает Назарбаев, два-три раза в году.

Астана (Нур-Султан)

Напротив университета - большой торговый центр. Пройдя через него насквозь, попадаешь к комплексу, где проходила международная выставка Экспо 2017. Это два здания, круглое и прямоугольное:

Сейчас там работают постоянные экспозиции, посвящённые казахской культуре и её связи с предками, а также природным элементам (земля, вода, огонь и воздух).  В круглом здании 8 этажей, оно выглядит высокотехнологичным, с множеством неоновых огней, экранов, эффектов с использованием огня, воздуха и т.д. Всё очень интересно. В числе прочего там есть объяснение что такое Байтерек.

Т.к. на осмотр города был всего один день, я обошёл это здание быстро и, к сожалению, даже не заходил в прямоугольное.

Мы поймали такси, чтобы вернуться в центр, там пообедали и пошли в мечеть Нур-Астана (интересно, теперь её название поменяется на Нур-Нур?):

Астана (Нур-Султан)

Первый раз в жизни я зашёл в мечеть. Туда допускались только мужчины. Внутри было много людей, которые молились, беседовали или сидели в интернете. Мне это всё показалось неожиданным. Если не ошибаюсь, рядом есть женская половина мечети.

Выйдя из мечети, мы пошли к главной или, по крайней мере, самой известной достопримечательности Астаны, - Байтереку. Пока что на улицах города его видно издалека, но похоже, что скоро это будет невозможно, потому что рядом строятся высотные здания, некоторые из которых значительно выше Байтерека. Сам Байтерек имеет высоту 98 метров и связан с культурой предков казахов. Наверху монумента золотистый шар, в него можно подняться. Оттуда открывается панорамный вид на окрестности 360°, видна Нур-Астана и президентский дворец. Из шара в Байтереке можно сделать хорошие фото, но они получаются желтоватыми, т.к. стекло золотистое.

Внутри шара есть лестница, ведущая к возвышению, где установлен постамент с отпечатком ладони, с которым все фотографируются, положив сверху свою руку. Чья это ладонь? Если ваш ответ "Нурсултана Назарбаева", он правильный. Тут не нужно большой фантазии, правда?

Астана (Нур-Султан)

Т.к. с Байтерека был виден президентский дворец, мы решили туда сходить. Казалось, что это близко, но пока мы перешли через две большие площади и широкий проспект, прошло минут 15. Ко дворцу можно подойти поближе и сфотографироваться на его фоне, кроме этого там больше нет ничего особенного.

Дальше мы пошли к мечети Хазрет Султан, это крупнейшая мечеть в Казахстане. Она действительно довольно большая, но находится на пересечении двух огромных проспектов с широкими тротуарами вокруг, отчего выглядит меньше, чем есть на самом деле. В эту мечеть мы не заходили, только посмотрели снаружи.

Удачно, что от мечети Хазрет Султан недалеко до Национального музея Казахстана. Он стал последней достопримечательностью современной Астаны, которую мы посмотрели перед возвращением в хостел. В музей мы пошли, чтобы немного отдохнуть от уличной жары в залах с кондиционерами.

Сходить в Национальный музей нам посоветовал преподаватель из Университета Назарбаев. Музей очень большой. У входа красивый фонтан со скульптурами всадников на лошадях в традиционной упряжи и украшениях.

Астана (Нур-Султан)

Нам советовали посмотреть "золотого человека", и я думал, что это должно быть нечто  невероятное. Оказалось, что "золотой человек" - просто манекен, одетый в позолоченные доспехи. Похоже, что они даже не настоящие, если не ошибаюсь, оригинал хранится в Эрмитаже.

В музее 5 этажей, в том числе там есть галерея с работами казахских художников, в которой выставлены картины и вышивки. Также рассказывается о происхождении местного народа и формировании его культуры. Если осматривать всё внимательно, в этом музее можно провести полдня. Две вещи привлекли моё внимание в этом музее: когда проходишь через кассы и заходишь в музей, видишь статую Нурсултана Назарбаева, сидящего на стуле, в натуральную величину, прямо как знаменитая статуя Абрахама Линкольна в Вашингтоне, и есть огромный зал, посвящённый исключительно его жизни и деяниям. Там рассказано обо всём, что было сделано Назарбаевым при жизни, и это сопровождается фото, скульптурами, картинами, коврами... настоящее святилище, посвящённое культу личности "Отца Нации".

Вечером мы пошли в старую часть города. По правде сказать, я и не знал, что она там есть. В старой Астане в основном советские здания, расстояния меньше, множество ресторанов, обновлённая и очень красивая набережная. По другую сторону реки множество зданий с разноцветными огнями, которые отражаются в воде. Этот пейзаж напомнил мне Гонконг и Сингапур. С одного берега реки на другой ведёт современный широкий мост, частично крытый. По нему многие катались на велосипедах.

Крытая часть моста:

Вид с моста:

Надеюсь, в будущем посмотреть старую часть Астаны получше".