Трамвай 28 довёз нас до кладбища Празериш (Cemitério dos Prazeres) и остановился прямо напротив ворот.
Муж говорит, что в португалоязычной культуре ходить на кладбище просто так не принято, это якобы приносит неудачу, а то и вовсе приближает ваши шансы оказаться здесь уже в качестве покойника. Не знаю, поэтому ли, но, несмотря на всю известность кладбища Празериш, там не было ни единого праздногуляющего человека.
Также не было и карты или схемы, чтобы посмотреть, кто где похоронен. Никакого списка известных фамилий, только некоторые указания, например, на то, где похоронены масоны (их склепы отмечены треугольником). Собственно, невелика проблема, я бы всё равно не знала, кто эти люди.
Кладбище Празериш появилось в Лиссабоне в XIX веке во время эпидемии холеры, и там похоронены в основном состоятельные люди. Это традиционное португальское кладбище со склепами, некоторых похожи на мини-дворцы.
Есть и могилы тоже, но их меньшинство. Новые попроще и даже типовые, а старые украшены скульптурами, как вот эта:
Кладбище Празериш всё усажено кипарисами, это самая большая роща кипарисов на Иберийском полуострове.
Ещё там есть прекрасная смотровая площадка, с которой открывается вид на лес Монсанту, мост 25 апреля и Кришту Реи.
В общем, любопытное это место. У нас завязался разговор на тему того, есть ли что-то предосудительное в том, чтобы рассматривать кладбище как достопримечательность. По-моему, ничего осокорбительного для покойных в этом нет, ведь и мы однажды умрём. Что же плохого в том, чтобы испытывать интерес к этому? Муж согласился.
Мы вспомнили другие интересные кладбища, где приходилось побывать. Каждый раз благодаря этому узнаёшь что-то новое и переосмысливаешь.
Жутковатый факт о португальских кладбищах такого типа как Празериш это то, что умерших там не хоронят в обычном понимании слова. Склеп - это как бы домик для мёртвых. Многие из них сделаны на всю семью, и с обеих сторон от входной двери полочки. Гробы ставят на эти полочки один над другим. В одиночных склепах гроб стоит на полу.
За давностью лет на некоторых склепах выпали стёкла из дверей или вообще вся дверь, и с улицы видно гробы. Особенно жутко, когда двери уже нет, но на входе осталась выцветшая занавеска, и она колышится. Всё-таки погулять по кладбищу одно, а заглядывать в склепы - другое.
На этой ноте мы уже было собрались уходить, как с дальнего края показался силуэт огромного склепа размером с хороший дом или даже особняк. Он и издалека выглядел внушительно, но вблизи вырос как отдельное имение: территория склепа приподнята над остальным кладбищем и огорожена.
Поднявшись по ступеням к центральному входу, оказываешься на длинной дорожке перед склепом-пирамидой, украшенным римским портиком, а по бокам от него идут ряды кипарисов, под которыми десятка три или больше простых могил.
Этот склеп был сделан для герцога Палмелы и его семьи, а в простых могилах без опознавательных знаков - их прислуга. Это самый большой склеп в Европе и наверное величайший памятник тщеславию. С одной стороны он соседствует с жилым кварталом, и невозможно не сравнивать: у живых людей квартиры меньше, чем склеп уже несуществующего мертвеца. Сейчас в Лиссабоне так много тех, кому приходится годами снимать комнату, а тут... Невольно задумываешься.
Оставался один склеп, единственный, что я специально хотела найти на этом кладбище. В нём похоронен Антониу Монтейру, бывший владелец Кинта-да-Регалейра. Склеп интересен тем, что спроектирован тем же архитектором, который создал дворец и сад в Синтре, и, говорят, что открываются они одним и тем же ключом.
Мы обошли кладбище с разных сторон, но в виду отстутсвия карты и разметки ничего не нашли, поэтому оставили эту затею и сели на лавочку в тени липы перед тем как отправиться обратно домой. И тут я прочитала надпись на склепе за лавочкой: семья Монтейру.
Вот так удачно завершилась наша прогулка по кладбищу Празериш. Если кому-то тоже любопытно найти склеп Антониу Монтейру, то он находится в первом левом ряду от входа.
Комментарии
Отправить комментарий