Музей Востока в Лиссабоне: лучшее

Музей Востока (Museu do Oriente) - один из моих любимых в Лиссабоне, не только потому что он большой и богатый на экспонаты. Мне нравится смотреть на вещи, в которых есть смешение Востока и Запада, и в этом музее их довольно много.

Постоянная экспозиция посвящена странам и регионам Азии, с которыми португальцы установили коммерческие и дипломатические отношения первыми или одними из первых в Европе, а также бывшим португальским колониям. Это Китай, Макао, Япония, Корея, Индия, Шри-Ланка и Восточный Тимор. Плюс в Музее Востока часто бывают привозные выставки из частных коллекций, где можно увидеть нечто редкое и уникальное.

Здесь я попыталась собрать самое интересное из лиссабонского Музея Востока.

Старинные предметы из Восточного Тимора 

Восточный Тимор - страна малодоступная для путешествий, а её материальная культура до XXI века сохранилась очень плохо. После ухода оттуда португальцев в 1975 году и захвата Индонезией, ситуация была настолько плохой, что невозможно даже подсчитать жертвы. Предположительно, около трети населения погибло, поэтому любая вещь из Тимора датируемая до этого года - редкость.

В Музее Востока тиморской культуре уделено достаточно много внимания. Там есть различные ритуальные фигурки, резные двери с мифологической символикой, маски и ткани. В основном они относятся к началу-середине ХХ века, но есть и более старые. Например, вот эти две фигурки датируются 1900 г., это вотивные дары:

Музей Востока, Лиссабон

В отдельных сильно затемнённых витринах выставлены драгоценные предметы из золота и серебра. В том числе это три серебряные шкатулки, крышки которых украшены традиционными тиморскими домиками на сваях. Вот одна из них - на крышке два домика, а между ними алтарь, 1968-1970 гг.:

Музей Востока, Лиссабон

Японские коробочки инро и доспехи самураев

В японской коллекции я особенно люблю коробочки инро. Они относятся к XVII-XIX вв. и служили в основном для хранения лекарств. Внутри у них маленькие ящички, а шнурок украшен бусиной и фигуркой нэцке. Ни одна коробочка не похожа на другую.

Музей Востока, Лиссабон

Также в Музее Востока есть три полных облачения самураев. Вот они:

Музей Востока, Лиссабон

Не знаю, насколько это необычно, но в одном из них присутствует европейское влияние. Это доспехи слева, они принадлежали знатному воину, происходившему из Нагасаки, местности, имевшей отношения с Европой, в особенности с Португалией. Шлем его похож на европейский. И вот никогда бы не догадалась, что веер, лежащий у его ног, служил для того, чтобы отдавать приказы во время военных действий.

Китайские флаконы для нюхательного табака

Эти маленькие скляночки не менее разнообразны, чем инро, а их коллекция в музее ещё больше. В континентальный Китай табак попал из Макао, куда его привезли португальцы в XVI веке.

Музей Востока, Лиссабон

Вот что об этом говорится в музее:

"Считалось, что табак очень эффективное средство против болезней, начиная от обычной головной боли до серьёзных заболеваний дыхательных путей, в то время его уже давно использовали в качестве лекарства по всей Европе. Табак был отправлен в императорский двор в Пекине, где стал символом социального статуса. Император стал коллекционировать флакончики с нюхательным табаком и дарил своим фаворитам и высокопоставленным иностранцам экземпляры тонкой работы. В конце XVIII века привычка нюхать табак распространилась по всей империи и перестала быть прерогативой элиты".

Музей Востока, Лиссабон

Такие флаконы стали продолжением китайского обычая хранить лекарства в миниатюрных бутылочках с пробкой.

Китайский фарфор

Коллекция старинного китайского фарфора в Музее Востока включает в себя образцы разных стилей, эпох и происходящие из разных регионов Китая. Например, вот это блюдо было сделано на экспорт в Европу:

Музей Востока, Лиссабон

Оно выглядит совершенно традиционно для Китая, но часто в китайском фарфоре, который производился для Европы, можно увидеть то самое смешение Востока и Запада. Чаще всего это китайская техника и стиль и европеизированные темы и изображения людей. Иногда они могут быть явными, как, например, на этом блюде XVIII века с монохромным распятием Христа:

Музей Востока, Лиссабон

Здесь не только европейский сюжет, но и европейские лица у персонажей. Похожий пример, тоже в виде фарфорового блюда, выставлен в постоянной коллекции Сингапурского Музея цивилизаций Азии, но там Иисус и другие персонажи изображены китайцами.

Европейская тема может быть смешана с китайской примерно поровну, как на этом блюде, где мы видим португальский герб и какую-то местность в Китае:

Музей Востока, Лиссабон

Наконец, европейская символика может быть настолько органичной частью китайской росписи на фарфоре, что её трудно заметить, если не вглядываться или не знать заранее.

Интересные примеры фарфора Восток-Запад есть ещё в Музее старинного искусства. Это фарфор, сделанный португальцами в подражание китайскому. Там наоборот сюжеты восточные, а техника, по сути, португальская, хотя идея, конечно была в том, чтобы и качество было как из Китая, но португальцы не умели этого делать.

Предметы буддистского культа

Коротко и ярко о буддизме разных течений и периодов. Компактная и красивая коллекция. Честно говоря, я пока что не дошла до того, чтобы в ней разобраться, но она всегда привлекает внимание красотой.

Музей Востока, Лиссабон

Терракотовые фигурки из Китая

Одна из моих любимых витрин - группа красочных терракотовых фигурок из Китая. Это слуги и помощники, которые должны были сопровождать знатных людей в загробном мире, отгоняя злых духов и помогая им с повседневными делами. Фигурки относятся к периоду правления династий Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.), Тан (618-907 гг.), Мин (1368-1644 гг.) и Цин (1644-1911 гг.).

Музей Востока, Лиссабон

Стражники с лошадьми:

Музей Востока, Лиссабон

Старинные ширмы

Коллекция старинных ширм из Китая и Японии привлекательна тем, что ни одна из них не похожа на другую. Вот только два примера. Китайская ширма ХIX века - золото на чёрном фоне, китайские мотивы:

Музей Востока, Лиссабон

Эта ширма тоже китайская, но выглядит совершенно иначе:

Музей Востока, Лиссабон

Она  относится к XVII-XVIII векам и выполнена китайскими художниками, обучавшимися европейской манере живописи. Сюжеты на этой ширме взяты из Библии.

Шкатулки и ящички из Индии и Шри-Ланки

Мебель и другие предметы, инкрустированные перламутром, для Индии и Шри-Ланки были примерно тем же, что фарфор для Китая. В Музее Востока есть несколько таких вещей.

Музей Востока, Лиссабон

Думала ещё отдельно сказать про христианство на Востоке, потому что это был, можно сказать, главный канал проникновения туда европейской культуры, но это оказалась такая расплывчатая тема, которая проявляется даже на фарфоре и в ширмах ))) В Музее Востока есть ещё множество всего с ней связанного, как предметы культа, так и менее явные вещи.

На у и наконец, не могу не отметить, что на временные экспозиции Музея Востока можно попасть бесплатно, что для Лиссабона редкость и большой плюс.

Text.ru - 100.00%

Комментарии

Free counters!