Доисламский Таджикистан в Эрмитаже

Количество информации о Средней Азии доисторических и особенно древних времён в Эрмитаже такое, что охватить всё за один раз просто невозможно. Посмотреть да, но усвоить нет. Здесь только небольшая часть, которая впечатлила меня больше всего - доисламский Таджикистан.

На самом деле, тематически и исторически он тесно связан с доисламским Узбекистаном, но об одном только Таджикистане в Эрмитаже несколько залов. Это настенные росписи из дворцов в Пенджикенте и Калаи Кахкахе, скульптуры из буддистского монастыря, разнообразные предметы быта и оружие из замка-крепости Муг. Находок из Пенджикента особенно много, кроме росписей там резьба по дереву, предметы торговли, украшения, посуда и много е другое. 

Пенджикент: росписи из дворца и резьба по дереву

Пенджикент - город на западе Таджикистана, недалеко от границы с Узбекистаном. Он находится в 240 км от Душанбе и в 48 км от Самарканда. Раньше он был частью исторической области Согдиана, центр которой находился как раз в Самарканде. Пенджикент также был важным культурным и экономическим центром этой области, через него проходил Великий шёлковый путь. Рядом с современным городом были найден древний, относящийся к VI-VIII векам. Предположительно, в VIII веке Пенджикент был разрушен арабами и стал угасать.

В Эрмитаже выставлены росписи из дворца правителей Пенджикента и некоторые из найденных на городище предметов. "Пирующие" (Пирующие художники) - роспись из парадного зала:

Доисламский Таджикистан в Эрмитаже

"Пирующие" (Пирующие купцы) - тоже роспись из парадного зала:

Доисламский Таджикистан в Эрмитаже

Изображение с центральной панели крупным планом:

Доисламский Таджикистан в Эрмитаже

Предметы на витринах под росписями происходят из различных регионов Азии, что служит одним из подтверждений того, что в Пенджикенте процветала международная торговля.

Из Пенджикента в Эрмитаже есть ещё фрагменты резьбы. К сожалению, у меня не получилось сделать ни одной дельной фотографии, которая на самом деле передавала бы её размеры и красоту. Только вот этот кусочек:

Доисламский Таджикистан в Эрмитаже

Дерево тёмное, даже чёрное, т.к. помещения, в которых были обнаружены образцы резьбы, пострадали от пожара.

Находки из замка на горе Муг

Калаи-Муг или замок Муг - археологический памятник VII-VIII веков, находится в 60 км восточнее Пенджикента. После захвата Пенджикента арабами его правитель нашёл последнее пристанище в этом замке. В нём были найдено множество документов и предметов быта: оружие, обувь, ткани, посуда, монеты и т.д. Вот один из них - центральная часть деревянного щита с росписью, изображающей всадника в доспехах:

Доисламский Таджикистан в Эрмитаже

Ткани, шерсть, обувь, сумка и другие предметы быта из замка-крепости Муг:

Доисламский Таджикистан в Эрмитаже

Буддийский монастырь в Аджина-Тепе

На юге Таджикистана в месте под названием Аджина-Тепе был найден буддийский монастырь VII-VIII веков. Археологический комплекс принято называть по названию этой местности. Монастырь состоял из собственно монастырской части и храма, был богато украшен росписью и скульптурой. Одна из этих скульптур достигала 12 метров в длину и считается самым большим скульптурным изображением Будды в Средней Азии. Сейчас она хранится в Музее древностей в Душанбе. Сам археологический парк также можно посмотреть, он находится рядом с городом Бохтар (ранее Курган-Тюбе).

В Эрмитаже есть несколько скульптур из Аджина-Тепе, росписи и основание одной из ступ. Это фрагмент росписи свода одного из помещений монастыря - пять вертикальных рядов сидящих будд:

Доисламский Таджикистан в Эрмитаже

Этот фрагмент - то, что сохранилось от композиции "тысяча будд". Фрагменты скульптур:

Доисламский Таджикистан в Эрмитаже

Доисламский Таджикистан в Эрмитаже

Калаи Кахкаха: росписи из дворца

Калаи Кахкаха - археологический комплекс рядом с посёлком Шахристан на севере Таджикистана, в 200 км от Душанбе (практически прямо над ним, если смотреть по карте). В V-IX веках на этом месте находился город Бунджикат, он входил в историческую область Уструшана и был её столицей. В Эрмитаже выставлены росписи из цитадели (или дворца) Бунджиката. Например, изображение богини, IX век:

Доисламский Таджикистан в Эрмитаже

Это и другие изображения украшали малый парадный зал дворца.

"Стены так называемого Малого зала дворца (VIII-IX вв) были покрыты тремя ярусами росписей, в которых доминирует ультрамарин - самая дорогая краска в Средней Азии, производившаяся из лазурита. Напротив входа на высоту всех трёх ярусов располагалось изображение бога на троне с потомками коней, на остальных стенах были изображения битвы людей (которым помогают боги) и демонов. Для живописи Малого зала характерна чрезвычайно точная проработка деталей, каллиграфическая точность линий, вкрапления отсутствующей в росписях Пенджикента зелёной краски, применение белил, различная интенсивность цвета для передачи объёмности изображения. Один раз лицо дано анфас [см. фото изображения богини выше], что нехарактерно для живописи доисламской Средней Азии".

Ещё несколько фрагментов росписи из малого зала дворца Калаи Кахка. Стрелок из лука в короне:

Доисламский Таджикистан в Эрмитаже

Четверорукая богиня на льве:

Доисламский Таджикистан в Эрмитаже

Крылатый воин-демон:

Доисламский Таджикистан в Эрмитаже

В тот день, когда я была в Эрмитаже, там временно отсутствовала одна из росписей, которую археологи сочли особенно примечательной. Она условно называется "Волчица" и изображает волчицу, кормящую двух младенцев. Т.к. сюжет вскармливания волчицей именно двух младенцев встречается только в Риме, предполагается, что художник "скопировал некое изображение, пришедшее с запада", возможно с римских монет, на которых часто встречался образ капитолийской волчицы.

Text.ru - 100.00%

Комментарии

Free counters!