Русский музей, корпус Бенуа: Чёрный квадрат и т.д.

В Питере сходила в Русский музей и просто офигела от его размеров. Думала, что посмотрю всё, но на один только корпус Бенуа ушло несколько часов. Он посвящён искусству XIX и XX века, коллекция огромная, и включает в себя такие общеизвестные работы как "Чёрный квадрат" и "Купчиха за чаем" + целый список знаменитых фамилий.

В корпусе Бенуа два этажа. Верхний организован тематически - по авторам, периодам и стилям. Там можно прямо прочувствовать, как отражались в искусстве те изменения, которые произошли в нашем обществе за эти два века. На нижнем этаже картины из частных коллекций, поэтому там такой системности нет, он очень насыщенный и хаотично-интересный. Картины там висят очень плотно, конечно, даже слишком, из-за этого получается скопление народа, и было душновато. В целом, тем не менее, в музее было достаточно спокойно.

Русский музей, корпус Бенуа

Кое-что с верхнего этажа. Там выставлена живопись и скульптура (только несколько скульптур), декоративно-прикладное искусство и текстиль. Залы организованы в виде двух параллельных коридоров, идущих по периметру прямоугольника так, что можно сравнивать декоративно-прикладное искусство и живопись по периодам.

Дореволюционные вазы и чаши нежные, утончённые, в них отражено восхищение природой, самим материалом, настроение. Вазы, сделанные на Императорских фарфоровых и стеклянных заводах, 1910 и 1916 год:

Русский музей, корпус Бенуа

Мне кажется, в них есть что-то общее с картинами Нестерова, где природа тонкая как дымка, и люди тоже. Вообще, его работы такие загадочные, тема религиозная, а веет мистикой. "Великий постриг" 1898 год:

Русский музей, корпус Бенуа - "Великий постриг", Нестеров

Любопытно, что главная героиня этой картины, девушка в чёрной одежде, идущая на постриг, расположена совсем не там, куда падает взгляд в первый момент. А эта картина вообще, по-моему, страшная, такое не дай бог приснится во сне - "Дмитрий-царевич убиенный", 1899 год:

Русский музей, корпус Бенуа - "Дмитрий-царевич убиенный", Нестеров

У Серова совершенно светские сюжеты. Я не знаток его творчества, но в корпусе Бенуа такая подборка, что в ней прослеживается тема "люди и животные". Небольшое полотно "Купание лошади", 1905 год:

Русский музей, корпус Бенуа - "Купание лошади", Серов

Огромная картина Врубеля "Богатырь", 1899 год:

Русский музей, корпус Бенуа

М.А. Врубель в Русском музее есть и в декоративно-прикладном творчестве, там сразу несколько его работ, включая большой камин, точнее его украшение. Интересно сравнивать, как похожи цвета и стиль в живописи и в этих работах, можно угадать художника, даже если не знаешь заранее. Например, "Египтянка" из майолики:

Русский музей, корпус Бенуа - "Египтянка", Врубель

В начале ХХ века, особенно в годы Первой мировой войны, а в частном случае России ещё и революции, внезапно всё меняется. Из этого периода мне был особенно интересен зал, посвящённый творчеству Малевича, там были как самые известные его работы, так и чуть менее. Теперь я могу с уверенностью сказать, что квадрат чёрный. Читала, что разглядев внимательно полотно, мы увидим множество оттенков, но я увидела только чёрный. То же самое касается чёрного круга и креста.

Русский музей, корпус Бенуа - "Чёрный квадрат", "Чёрный круг" и "Чёрный крест", Малевич

"Чёрный квадрат" в своём первом варианте был создан в 1915 году, та работа висит в Третьяковке, а после неё было ещё три, но все считаются оригиналами, как и телефон-лобстер Сальвадора Дали.

Вот ещё две картины Малевича из Русского музея - "Сложное предчувствие" (1932) и "Голова" (1928-1929):

Русский музей, корпус Бенуа -  работы Малевича

Зал с работами Филонова, его в этом музее тоже много:

Русский музей, корпус Бенуа

На сайте музея говорится, что коллекция картин Петрова-Водкина у них лучшая из имеющихся. В том числе в корпусе Бенуа выставлена "Богоматерь. Умиление злых сердец", написанная в годы Первой мировой войны (1914-1915). Мне кажется, эта картина и сейчас выглядит очень современно во всех отношениях.

Русский музей, корпус Бенуа

Из Петрова-Водкина мне больше всего запала в душу "Селёдка" 1918 года. Может быть потому, что я люблю селёдку, и после года в Португалии такая картина заставляет прямо-таки почувствовать её вкус. Мне кажется, художнику удалось передать всю суть селёдки!

Русский музей, корпус Бенуа

Советское искусство уже намного больше связано с идеологией. На том, что в искусстве и литературе советского времени было много идеологии, обычно делается акцент, но мне кажется, в этом нет ничего удивительного или особенного: одна религия сменилась другой. Точно также какие-то художники её поддерживали и выражали с особой фантазией, какие-то просто следовали тематике (сравнить, допустим, с Нестеровым и его уклоном в христианство - никакого фанатизма там нет, но он работал в этом русле), какие-то не интересовались вообще.

Из особенно креативного подхода к советской идее я бы отметила шахматы "Красные и белые" Н.Я. Данько 1925 года. Тут много что необычного, но наверное один из главных моментов - все пешки - женщины, и я никогда не видела других шахмат, где это было бы так. У белых, они обмотаны цепями, а у красных держат в руках охапки пшеницы и серпы.

Русский музей, корпус Бенуа

Идеология в текстиле -  "Серп и молот" дизайна Бурылина, 1928 год:

Русский музей, корпус Бенуа

Рядом с этим - красочный и яркий Кустодиев. Не совсем понимаю, как Советский Союз принял его искусство, но факт остаётся фактом. Только недавно я прочитала, что оказывается его портреты купчих ироничные. Мне настолько незаметна эта ирония, что я как-то не очень верю. Уж про его "Большевика" 1917 года, который сейчас выставлен в Третьяковке, я вообще молчу. В корпусе Бенуа таких радикальных работ нет, там можно увидеть картины "Купчиха", "Купчиха за чаем", "Масленица", "Автопортрет" и подобные. "Купчиха" 1915 года:

Русский музей, корпус Бенуа

"Купчиха за чаем" 1918-го:

Русский музей, корпус Бенуа

Не вижу, что изменилось после 1917-го и не только не вижу иронии, но и уверена, что большинство тогда ещё новоиспечённых советских людей, а в последствии все следующие поколения с удовольствием посидели бы за таким чаем, и, мне кажется, поэтому картина так популярна. Она аппетитная и весёлая.

В корпусе Бенуа есть ещё фарфор авторства Кустодиева, как и в случае с Врубелем, в нём легко угадывается живописный стиль художника:

Русский музей, корпус Бенуа

Из позднего советского периода мне очень нравится "Очередь" Сундукова, 1986 год. Это как раз период моего детства, и в спинах этих стоящих в очереди людей, в их одежде, причёсках, обуви, головных уборах и сумках, я узнаю взрослых того времени, практически чувствую на ощупь фактуру их пальто и запах.

Русский музей, корпус Бенуа

Залы последних лет СССР, где выставлена "Очередь" вообще очень интересные, потому что там большое разнообразие стилей, авторов и тематик.

На нижнем этаже, как я уже говорила, сборная солянка, там представлены оба века, и разные авторы и стили пересекаются, поскольку залы организованы по частным коллекциям. Думаю, что в идеале каждый этаж надо смотреть в разные дни, потому иначе либо тот, либо другой придётся пробегать бегом.

С нижнего этажа я выбрала две картины для статьи - XIX и ХХ века. Первая - автопортрет Анны Остроумовой-Лебедевой, 1890-е годы:

Русский музей, корпус Бенуа

Эта картина для меня примечательна не только красотой и реалистичностью, но и тем, что я больше не знаю ни одного женского имени в среди русских художников XIX века и не встречала их в галереях.

Другая картина - "Повар" Роберта Фалька, 1932 год:

Русский музей, корпус Бенуа

"Повар" относится к периоду, когда Роберт Фальк был в Париже. Не знаю почему, запомнился момент, когда в музее мальчик лет десяти попросил маму сфотографировать его с этой картиной, она возразила, что, мол, он такой грустный, точно ли он хочет. Мальчик ответил: "А мне нравится" и встал перед картиной. Сразу стало ясно, что мальчик вырастет умнее мамы :-)

Как я потом прочитала, у этого портрета на оборотной стороне есть эскиз другой картины, может быть я её даже видела, но не поняла, что это одно и то же полотно.

Сходив в Русский музей, я задумалась, насколько на самом деле наше искусство известно в мире. Когда-то мне казалось само собой разумеющимся, что известно, ведь оно настолько богатое на таланты. Сейчас сомневаюсь, и, кстати, один из намёков, что сомнения верны, это то, что в Русском музее иностранцев было далеко не так много, как в Эрмитаже, где больше европейских авторов. Значит, что-то мы, русские, делаем не так в этом отношении, потому что, сравнивая с другими странами, я бы сказала, что русские художники заслуживают быть более известными в мире и не только в узких кругах.

Text.ru - 100.00%

Комментарии

  1. Спасибо! Искал шахматы, хотел вспомнить :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не за что :-) Шахматы у Данько просто огонь!

      Удалить
    2. Когда шёл, не ожидал, что получу от советской керамики такой кайф :) Филонов тоже потряс.

      Удалить
    3. То же самое. С тех пор я вообще больше внимания стала обращать на керамику, и, т.к. это одновременно и быт, и искусство, мне кажется, в ней хорошо отражается время.

      Удалить

Отправить комментарий

Free counters!