Музей королевы Софии: Дали, Магритт, Пикассо

Несмотря на жару выше 40 градусов, в Мадриде мы успели сходить в два больших музея искусств, причём бесплатно - Музей Прадо и Музей королевы Софии.

Музей королевы Софии (Museo Reina Sofia) - один из лучших художественных музеев, где я когда-либо была. Он прекрасно организован, большой, но не слишком, коллекция включает в себя работы всемирноизвестных художников XIX-XX веков. Даже не знаю, что отметить как самое-самое в этом музее. Может быть то, что, помимо всего прочего там я наконец поняла творчество Пикассо. Тем, кому он непонятен от слова совсем, но любопытно, что же такого в этом художнике, я бы советовала тоже сходить в Музей королевы Софии в Мадриде.

Музей королевы Софии, Мадрид

Бесплатное посещение возможно в понедельник, среду, четверг, пятницу и субботу с 19:00 до 21:00 и в воскресенье с 13:30 до 19:00. Мы ходили в четверг, соответственно на осмотр у нас было три часа, минус стояние в очереди. В 18:45 уже была небольшая очередь, а к 19:00 она уже протянулась вдоль всего здания музея, но двигалась быстро, и, я думаю, люди, стоявшие в конце, тоже успели. 

Мы выбрали как приоритет зал 205, где выставлены картины Дали (большая часть из имеющихся в коллекции), а дальше что успеется. Самая большая и известная работа Сальвадора Дали, выставленная в этом зале - "Великий мастурбатор" (El gran masturbador), 1929:

Музей королевы Софии, Мадрид

Фрагмент с изображением льва и муравьёв:

Музей королевы Софии, Мадрид

Менее известная картина - "Загадка Гитлера" (El enigma de Hitler), 1939 г. Это одно из самых непонятных произведений Дали, вызвавшее противоречивые отзывы. Некоторые сочли, что Гитлер был симпатичен художнику. Сам он говорил, что так и не мог понять до конца, в чём именно заключается эта самая загадка. Как бы то ни было, лично мне ничем привлекательным или сексуальным от этой картины не веет, она скорее вызывает чувство тревоги и заставляет задуматься, мог ли Дали в 1939 году сознательно или нет представить себе масштаб грядущей войны.

Музей королевы Софии, Мадрид

Фрагмент с клочком фотографии Гитлера и бобами на пустой тарелке:

Музей королевы Софии, Мадрид

Другие картины Дали в зале 205 - "Бесконечная загадка" (El enigma sin fin), "Стерильные усилия" (Los esfuerzos estériles), "Человек-невидимка" (L'homme invisible) и "Систематический цикл сюрреалистических конференций "Омар" (Cycle systématique de conférences surréalistes "la langouste"). Плюс скульптура, которая называется Retrato de Joella. "Retrato" означает "портрет", но имя этой женщины не знаю, как произносится. Сама скульптура была сделана Паулем Хамманом, а роспись выполнена Сальвадором Дали.

Музей королевы Софии, Мадрид

В том же зале, где выставлен Дали, есть работа Рене Магритта - "Розовые колокольчики и изодранное небо" (Grelots roses, ciels en lambeaux), 1930 г. Колокольчики и облака - два мотива, которые периодически встречаются в его произведениях, и на этой картине изображены в двух отдельных секциях.

Музей королевы Софии, Мадрид

В постоянной экспозиции Музея королевы Софии всего две картины Рене Магритта. Вторая находится в зале 202 и называется "Секрет ухаживаний" (Le secret du cortège), 1927 года:
Музей королевы Софии, Мадрид

В её описании говорится, что Магритт не любил, когда его картины пытались трактовать с целью прояснить их содержание, и всегда предпочитал сохранять овеивающую их тайну, настаивая на том, что это всего лишь выражение его личных фантазий и неврозов. Мол, может быть поэтому смысл его работ, подобных этой, так непостижим. Может быть!

В зале 202 также выставлены картины Жоана Миро. Вот уж кто мне действительно непонятен совсем никак. Если Магритт загадочный, то творчество Миро, по-моему, просто сумасшедшее. Мне наверное никогда его не понять. Например, вот это - "Голова курильщика" (Cabeza de fumador) 1925 года и просто "Картина" (Pintura) 1927-го:

Музей королевы Софии, Мадрид

Что это? Судя по названию второй картины, не знал даже сам Миро. Впрочем, не буду зарекаться, что однажды не оценю его творчества, потому что в Музее королевы Софии мне внезапно удалось понять Пикассо. До этого мне он никогда не был понятен и не нравился, но в жизни я видела только единичные его работы. Здесь же они были выставлены целыми сериями похожих картин и зарисовок, в том числе связанных с подготовкой к созданию "Герники".

Особенно частый мотив "Мать с мёртвым младенцем" (Madre con niño muerto). Вроде бы и раньше мне было известно, что поздние картины Пикассо - выражение ужасов войны, но они всё равно не производили впечатления, а тут наконец дошло. Мне кажется, именно повторяемость и соседство с произведениями других художников, работавших в похожем стиле и с похожими идеями, помогла наконец понять, чем восхищает Пикассо других людей. Почему-то особенно запомнился его эскиз "Лошадь и женщина с мёртвым младенцем" (Caballo y madre con niño muerto). Лошадь - существо, не имеющее никакого отношения к людским амбициям и их последствиям, становится невольной участницей войны, и это как-то вдойне грустно. Этот эскиз - зарисовка для "Герники".

Конечно, после таких предисловий "Герника" (Guernica), 1937 года воспринимается совсем не так, как когда смотришь на неё в интернете или книге, в отрыве от всего и не вживую. Видеть вживую важно ещё из-за размеров этой картины - 349,3 x 776,6 см. Т.е. её невозможно охватить взглядом, когда стоишь близко, и поэтому как бы погружаешься внутрь. "Герника" выставлена в зале 206.6, в соседних залах ещё много работ Пикассо. К сожалению, фотографировать там нельзя (фото "Герники" ниже из общего доступа).

Музей королевы Софии, Мадрид

Совсем другое настроение в ранних работах Пикассо в зале 201. Это два женских портрета  1901 года - "Женщина в голубом" (Mujer en azul) и "Бюст улыбающейся женщины" (Buste de femme souriante):

Музей королевы Софии, Мадрид

Из зала 201 мне очень нравится картина Хоакина Сорольи "Возвращение с рыбалки" (Llegada de la pesca) 1889 года:

Музей королевы Софии, Мадрид

Соролья родился в Валенсии и может быть поэтому так любил изображать море и воду. Глядя на эту картину, я могу представить себе температуру воды, её шум, и мокрый песок под ногами. Тоже очень реалистично выглядит хризантема из бронзы каталонского скульптора Хулио Гонсалеса, 1896-1898 гг:

Музей королевы Софии, Мадрид

А вот цветы у Сантьяго Рузиньола, тоже из Каталонии - "Сад в Аранхуэсе. Павильон II", 1907 год:

Музей королевы Софии, Мадрид

В общем, чуть меньше чем за три часа посмотреть успели немало, во многом благодаря тому, что в музее легко ориентироваться (чего не могу сказать о Музее Прадо!).

Были ещё два зала, где запрещено делать фото, и поэтому мне не удалось оттуда вынести ничего, кроме фамилии автора - Оскар Шлеммер, названия работ не запомнила. Кажется, были выставлены костюмы для Триадического балета. Это и в наше время выглядит необычно, а жил Шлеммер в 1888 - 1943 годах. Я только потом поняла, что это были костюмы, потому что они двигались. Картины и рисунки Шлеммера тоже передают его интерес к движению и анатомии человека, но не только. 

Text.ru - 100.00%

Комментарии

Free counters!