Стокгольм - старый, новый и немножко советский

От Стокгольма у меня осталось чувство, что наскоком этот город не понять. Для короткой поездки лучше заранее разобраться, что посмотреть, и как работает транспорт. Я этого не сделала и вначале немного стрессанула, особенно в первый вечер, когда приехала из Эребру, где всюду можно было дойти пешком.

Я вышла из автобуса на центральном терминале, справа внизу была куча железнодорожных путей, слева сам терминал и переход в метро. Пригородные поезда в Стокгольме называются очень смешно - пендельтог. Мне представилось, что они действуют как волшебный пендель, доставляя людей на работу утром, когда они ещё хотели бы поспать. Теоретически я могла доехать до снятой комнаты на этом пендельтоге, но сходу не поняла как. Пошла в метро, на станцию Т-Сентрален. Она просто огромная: три этажа и три линии метро, которые раздваиваются и растраиваются, плюс выходы к другим видам транспорта. Такое чувство, что ты где-то в мегаполисе, типа Москвы, Сан-Паулу или Сеула, хотя Стокгольм в разы меньше этих городов, и я не понимаю, зачем в нём столько всего наворочено. Пытаюсь сориентироваться на станции Т-Сентрален:

Стокгольм

Транспорт в Стокгольме не назовёшь интуитивным, отчасти потому что некоторых вещей просто не ожидаешь. Например, после метро мне надо было пересесть на автобус, я вышла на улицу и пошла по GPS к остановке, но, попетляв туда-сюда, не нашла её. Оказалось, что остановка подземная, и надо было переходить на неё внутри станции. С другой стороны, все виды транспорта связаны и работают как один организм, и всюду можно добраться, почти не тратя время на ожидание во время пересадок. На следующий день я уже поняла, как это работает, особенно покатавшись по метро в поисках необычных станций.

В городе как таковом я больше всего времени провела в исторической части и вокруг неё. Центр Стокгольма напоминает мне Питер: всюду вода, мосты, здания похожи, хотя шпилей здесь больше. Самый заметный из них - шпиль церкви Риддархольмена (Riddarholmskyrkan), он виден из многих точек города. С набережной рядом с T-Centralen:

Стокгольм

Из старого города:

Стокгольм, старый город

Старый город находится на острове Гамла Стан (Gamla Stan). С него в XIII веке началась история Стокгольма. Несмотря на это, в архитектурном смысле он не настолько стар, есть и средневековые постройки, есть и гораздо более новые. Большая часть улиц пешеходные с домами жёлтых, оранжевых и охристых цветов, типа вот этой:

Стокгольм, старый город

Самая узкая улица старого города и всего Стокгольма - переулок Мортена Тротцига (Mårten Trotzigs gränd), его ширина составляет всего 90 см. Я видела фото совсем недавних лет, где этот переулок ещё выглядит аутентично, но застала его покрытым граффити. Выглядит интересно, но может быть разрисовывать такие старые улицы слишком смело? В любом случае симпатично:

Самая узкая улица Стокгольма

Ещё на Гамла Стане находится самая старая площадь Стокгольма - Стурторьет (Stortorget), та что с разноцветными домиками. В жизни они оказались не такими яркими, как на зафильтрованных фото, но от этого смотрелись только интереснее. Без фильтра хорошо видны неровности на стенах этих старых домов:

Стокгольм, площадь Стурторьет

В Гамла Стане я была дважды в разное время дня, и, мне кажется, там приятней вечером, когда меньше народу. Днём тоже есть свои преимущества - работают музеи, можно посетить королевский дворец и посмотреть смену караула возле него. Последнее, похоже, возможно, только если заранее забить место и стоять на нём намертво, т.к. за 15 минут до начала церемонии площадь, где она происходит, была забита под завязку. Вот эта площадь в безлюдный момент:

Стокгольм

Своим фасадом дворец обращён вовне, и лучший вид на него с противоположной стороны через канал:

Стокгольм

Рядом с ним стоит здание парламента Швеции, Риксдаг (Riksdag): 

Стокгольм

Возле парламента висит табличка, приглашающая бесплатно ловить рыбу в водах Стокгольма и не какую-нибудь, а лосося или морскую форель:

"The city of Stockholm welcomes you to fish in her waters free of charge. Every year anglers catch hundreds of salmon and sea trout".

Стокгольм

В это время в России людей сажают за так называемый неправильно собранный валежник и утверждают, что тушить пожары в сибирских лесах экономически невыгодно. Как говорится, и сам не ам, и другим не дам.

С обеих сторон от парламента красивые ворота, ведущие в старый город:

Стокгольм

Недалеко от острова Гамла Стан - королевский сад:

Стокгольм

Сад симпатичный, но оба раза, что пришлось через него проходить, там были сомнительного вида люди. Мужчины, явно без работы, непонятно чем занятые в этой стране и на каких правах в ней оказавшиеся, что-то бормочут вслед проходящим женщинам, но сидят смирно. Девушки-попрошайки, лезут чуть ли не в лицо, эти наглее, но разбегаются, если местные на них шикают. В целом мне показалось, что в Швеции иммигрантов из любых стран полностью интегрируют в общество, но... Не знаю, как они с ними будут разбираться, может через пару лет эти люди станут типичными шведами?

В продолжение прогулок по Стокгольму - местная Ратуша, как и в Осло, построена в начале ХХ века и выглядит массивно и строго, но с намёком на старинную архитектуру:

Стокгольм

Просто улица, которая мне понравилась, недалеко от Ратуши:

Стокгольм

Цветущие деревья на левой стороне - боярышник, его в Стокгольме много. А здесь я свернула куда-то не туда и оказалась на улице с домами, похожими на советские:

Стокгольм

Если бы не было вывесок с надписями на шведском языке, можно было бы легко подумать, что это какой-то российский город. За недолгое время в Швеции я задумалась на тему того, что мы слишком преувеличиваем ужасы советской архитектуры. Не знаю, сами ли мы к этому пришли, или это был толчок извне, но проблема России (и когда-то СССР) определённо не в одинаковости домов или простоте их фасадов. К примеру, квартал, где я остановилась, сделан как раз в духе советских стандартов: с малоэтажными зданиями, дворами, общими балконами, вот этим всем, и как там уютно! Вот двор, ухоженный и зелёный:

Стокгольм

Везде чисто, на общих балконах люди оставляют велосипеды, коляски и тому подобные уличные вещи. Внизу под окнами столики, за ними вечером сидят с соседями во дворе. Ещё тут можно наблюдать ту самую интеграцию иммигрантов. На ящиках с адресами в моём доме больше половины фамилий было нешведских, но вся обстановка абсолютно в рамках местной культуры.

Из современного Стокгольма я ухватила только кусочек, пара улиц рядом со станцией Т-Cентрален. Вот одна из них:

Стокгольм

Здесь я гуляла перед отъездом в аэропорт, в хорошем настроении, потому что нашла вариант, как добраться туда за 5 евро, что для Стокгольма очень дёшево.

Text.ru - 100.00%

Комментарии

Free counters!