Музей современного искусства в Стокгольме: постоянная экспозиция

В Музей современного искусства в Стокгольме (Moderna museet) я пошла, потому что 1) он бесплатный, 2) в описании говорилось, что это один из крупнейших музеев современного искусства Европы. После нескольких месяцев в Португалии, где искусство не самая сильная сторона, для меня это было привлекательным.

Насчёт второго пункта даже не знаю. Постоянная экспозиция совсем не показалась мне большой, и кроме того в ней не обнаружилось обещанного Дали. Я потыкалась в план музея, который раздают на стойке у входа, но в нём не было обозначено никаких других помещений, связанных с основной коллекцией, кроме того, что я осмотрела. Известных имён там практически не было. Из самого интересного я бы назвала группу скульптур Ники де Сан-Фалль во дворе перед музеем, козу Роберта Раушенберга и "волшебный" аквариум Пьера Юига. Последний понравился больше всего.

Вот они, весёлые, толстые и цветастые скульптуры Ники де Сан-Фаль вместе с безумными механизмами Жана Тэнгли:

Музей современного искусства в Стокгольме

Эта композиция была создана ими в соавторстве в 1966 году и называется "Фантастический рай" (Le Paradis Fantastique). Она довольно большая и включает в себя не только женщин, но и непонятных аморфных животных:

Музей современного искусства в Стокгольме, Ники де Сан-Фаль

Вокруг музея с разных сторон есть и другие скульптуры. Внутри чуть ли не половина пространства отведена на кафе и просто места, где можно посидеть. Основная экспозиция, как я уже говорила, не такая уж большая. Она организована в виде комнат без дверей, в которые посетители входят из длинного коридора. В коридоре есть зоны для чтения, где разложены книги по искусству. В этом смысле, конечно, Музей современного искусства в Стокгольме просто замечателен: есть возможность изучать искусство и просто спокойно переварить увиденное.

Музей современного искусства в Стокгольме

Значительная часть музея - временные выставки, их было несколько, и они платные.

В первом же зале постоянной экспозиции был наиболее раскрученный экспонат этого музея - коза Роберта Раушенберга (Robert Rauschengerg). Работа называется "Монограмма" (Monogram) и представляет собой чучело ангорской козы на дощечке, на туловище которой надета автомобильная шина. Коза выставлена в стеклянной витрине. То, как именно шина держится на козе, автору напомнило переплетение букв в монограмме, и поэтому он дал работе такое название.

Музей современного искусства в Стокгольме, коза Раушенберга

Чучело козы Раушенберг купил уже готовое, но на создание инсталляции у него ушло аж четыре года, с 1955 по 1959. "Монограмма" относится к циклу "Сочетания" (Combines) и, по задумке автора, представляет собой сочетание скульптуры и живописи. Как я понимаю, скульптура - это коза и колесо, а живопись - мазки краски на мордочке козы и на дощечке. В общем, коза красивая, но думаю, что и без колеса и краски она была бы не менее эффектна, а живая даже более. Т.е. мне кажется, что привлекательность работы Раушенберга больше заслуга козы, а не его самого.

В соседнем зале огромная картина Анри Матисса - "Аполлон", бумага и гуашь:

Музей современного искусства в Стокгольме, Матисс

В музее есть ещё одна его картина "Марокканский пейзаж". Есть также несколько незначительных работ Пикассо. Это маленькие портреты из серии "Голова женщины", одноимённая скульптура и совсем крохотная абстракция "Обнажённая женщина". Пикассо в Музее современного искусства в Стокгольме:

Музей современного искусства в Стокгольме, Пикассо

Интересный зал с работами шведских художниц. Мне особенно запала картина Сигрид Йертен (Sigrid Hjertén), на которой она изобразила саму себя (улыбающаяся женщина в чёрном платье):

Музей современного искусства в Стокгольме, Сигрид Йертен

В зале, посвящённом творчеству шведских художниц, есть как бы ниша или отдельная комнатка, которую легко пропустить, но именно в ней была самая интересная инсталляция. Это аквариум, созданный Пьером Юигом (Pierre Huyghe) в соответствии с принципами игры света и тени в воде как она изображается в импрессионизме.

Музей современного искусства в Стокгольме, аквариум Пьера Юига

Инсталляция называется "Трансплантация кувшинок" (Nymphéas Transplant). Описание из музея:

"Кувшинки и другая флора и фауна живут и развиваются за стеклом, как будто их перенесли сюда из пруда возле дома Клода Моне во французском городе Живерни. Точно также как Моне создал свой пруд, в этой работе Пьер Юиг заложил основы своей собственной закрытой экосистемы. Освещение воспроизводит свойства света в саду Моне осенью 1917 года. Свои картины с кувшинками, которые Моне так любил, он написал в годы перед Первой мировой войной, отражая движение света в течение дня и то, как он менялся в зависимости от сезона. Специальное стекло становится то мутным, то прозрачным, мгновенно и непредсказуемо. Это передаёт биологическую реальность и игру света, которую так стремились запечатлеть импрессионисты".

Обитатели аквариума - краснопёрки, условия в нём приближены к их естественной среде обитания.

В остальных залах было много непонятной тематики. Например, целая комната, посвящённая артефактам, связанным с неким американским террористом, что-то про бойскаутов и тому подобное. В инсталляции, посвящённой бойскаутам, по замыслу авторов мы увидим что-то до боли знакомое. Не понимаю почему, ведь большая часть мира не родилась в США. Впрочем, в ней был интересный эффект: когда смотришь издалека, видишь зелёную школьную доску на стене, а в приближении она оказывается вязанной.

Музей современного искусства в Стокгольме: постоянная экспозиция

Музей современного искусства в Стокгольме: постоянная экспозиция

Был зал, связанный с окончанием холодной войны, но мне он тоже не показался интересным. Я себя ощутила как животное в зоопарке, потому что выставлялась в основном какая-то скандальная сторона этого. Например, фото девушек в купальниках на кладбище. Такая презентация кому-то может заменить полностью всё представление о бывших странах СССР того времени, хотя для большей части людей всё произошло без всякого скандала, только растаяли их сбережения, пропали рабочие места и хотя бы какая-то обеспеченность. Запечатлённые кем-то дети из Чернобыля - это грустно, но у нас уже было полно других бед с того времени. Я не могу смотреть на выставки о диктатуре прошлого теми же глазами, как, скажем, испанцы, португальцы или чилийцы, которые в своих странах диктатуру преодолели. Мне не интересно ужасаться этому или сочувствовать, а тем более быть частью стереотипа-страшилки, потому что мне есть чему ужасаться и сочувствовать в настоящем. Могу себе представить как из него через некоторое время также создадут дешёвые стереотипы, даже предполагаю какие. Например, дурацкие фото целующихся во время силовых подавлений митингов.

В общем, в завершение могу сказать, что Музей современного искусства в Стокгольме любопытный, но моё желание увидеть больше, чем в Португалии не оправдалось. Музей коллекции Берардо в Лиссабоне больше, интересней, и работы в нём выставлены более системно. Плюс по субботам его можно посмотреть бесплатно целиком, включая временные экспозиции.

Text.ru - 100.00%

Комментарии

Free counters!