Как я делала учебную визу в Португалию - тест на терпение

Примерно год назад я делала студенческую визу в Португалию типа D4. Сейчас уже есть карточка резидента, и вот что могу сказать: оформление учебной визы - это как тестовая версия того, с чем придётся иметь дело дальше в плане документов и хождения по инстанциям.

Так что советую почитать этот пост не только тем, кто не знает как подать документы на студенческую визу, но и тем, кто собирается переезжать в Португалию другими способами.

Оформление учебной визы в Португалию
Если резюмировать, то у меня было бесконечное ощущение подвешенности и того, что люди, оформляющие документы, имеют недостаточную компетенцию и не настроены отвечать на вопросы. Не то чтобы я делала в своей жизни много виз, но из имеющегося опыта оформление учебной визы в Португалию, пожалуй, было самым странным, а консульство в Москве не то что неприветливое, я считаю, попросту невежливое.

Мой опыт оформления учебной визы в Португалию

Документы для студенческой визы в Португалию

Т.к. на официальном сайте консульства Португалии в Москве отсутствовала какая-либо информация о документах, необходимых для оформления учебной визы, а на телефон и электронные письма там не отвечали никогда, я пришла туда лично. Мне дали распечатанную инструкцию, в которой ошибок было больше, чем в далёкие времена у Google Translate.

Если вы сейчас в той же ситуации, пожалуйста, не ищите никаких готовых списков документов нигде кроме самого консульства. Такие вещи могут меняться со временем и крайне важно осведомиться именно у них.

Поход в консульство Португалии был не очень приятным. Задавать какие-либо вопросы и что-то уточнять бесполезно. Во-первых, такая возможность не предусмотрена в принципе. Когда приходишь в первый раз, то имеешь дело только с охранником-секретарём, который кроме выдачи инструкций и вызова людей по очереди на подачу и получение документов ничем не занимается. Сотрудники консульского отдела сидят на другом этаже, предполагается, что вы их увидите только при подаче документов. 

Если всё-таки охранник разрешит (!) подняться к ним, то это никак не поможет, потому что они избегают прямых ответов. Допустим, если есть сомнения, примут ли какой-либо документ или в каком именно виде должен быть оформлен, они не ответят даже на такое. Так что на мои вопросы ответила жизнь.

Вопросы, которые у меня возникли, и ответы, данные жизнью:

Можно ли показать простую выписку из Сбербанк Онлайн? 

Можно. В Сбербанке утверждают, что для предоставления в консульства подходит только выписка, выданная в отделении банка, но это иногда может быть проблематично. 

Например, вы за 3000 км от своего отделения и не знали, что надо было заранее и именно в том отделении оформить документ, позволяющий получать эту справку везде. В выписке из Сбербанк Онлайн нет имени, и это меня смутило, но не смутило португальское консульство, они приняли её и так, с заверенным переводом на португальский язык. Кстати, и на британскую визу я тоже подавала такую же выписку, и было всё ОК.

Сколько денег надо показать на счету, если едешь на два года? 

Показывать деньги на два года не надо, визу сначала дадут максимум на 120 дней. На каждый месяц должно быть хотя бы 500-600 евро, плюс к этому вся сумма за обучение.

Можно ли вместо брони в отеле показать бронь AirBnb? 

Можно, только надо перейти в личном кабинете на португальский или английский язык, чтобы скриншот с бронью был переведён.

Примут ли электронную справку о несудимости? 

Нет, она считается копией, а апостиль проставляется на оригинале. Т.е. не то что не примут, а не получится сделать апостиль.

Должны ли билеты обратно быть выкуплены? 

Т.к. виза выдаётся на 120 дней, то и билеты обратно должны быть в переделах этого срока, хотя пользоваться ими не придётся, но такое правило. Я забронировала у Аэрофлота билет обратно, кажется, за 1000 р. без выкупа. У них есть такая функция на сайте, надо сначала делать всё как обычно, а потом появится возможность просто отложить билет. Такой вариант прошёл нормально.

Важная деталь про анкету на запрос визы

Для того, чтобы оформить учебную визу в Португалию, надо заполнить анкету онлайн, и тут есть важная деталь. При сохранении анкеты необходимо выбрать дату подачи документов, т.е. записаться на приём. Как потом показал опыт, везде, где есть запись на то, чтобы делать какие-то документы, в Португалии это нужно делать как можно быстрей, а уже потом собирать все бумаги, иначе можно сильно удивиться, как это случилось со мной.

Оказалось, что свободные даты на подачу документов имелись только в далёком будущем, когда я уже должна бы сидеть и слушать лекции в Лиссабоне. Я побледнела, поругалась сама с собой, но, т.к. выхода не было, записалась на неподходящую дату, из-за чего пришлось и даты вылета вписать на полтора месяца позже, т.к. без этого анкета не сохранялась. 

Распечатала как есть и на следующий день поехала в консульство без записи. Там мне сказали просто поправить ручкой дату приёма и вылета в анкете, делов-то. Может быть они только тестируют эту систему или ещё что, но на такое везение точно лучше не полагаться, потому что вообще-то в консульствах просто так ручкой ничего не зачёркивают, когда есть электронный регистр.

Важно: при записи на оформление временной резиденции и её продление совершенно точно даты поправить нельзя, и очереди обычно длинные, бывает что на 5 месяцев вперёд.

Забавно, что в итоге я получила визу вовремя, а университет перенёс начало занятий, и вышло, что, даже если бы у меня тогда документы не взяли без записи, всё было бы нормально. Это тоже нечто, что стоит всегда иметь в виду, когда делаешь что-то в Португалии: лучше не переживать до того, как что-то случится, потому что всё равно никогда ничего неизвестно.

Сколько времени ушло на сбор документов

Больше, чем могло бы, потому что я не все детали знала заранее. Например, я справку о несудимости электронную попросила, а оказалось, что её нельзя апостилировать. А вообще, можно за две недели уложиться.

Что спрашивали во время интервью

Формально необходимость проходить интервью не оговаривалась, специальное время для него не назначалось, но при подаче документов мне задали кучу вопросов:
  • Что именно вы будете изучать?
  • На каком языке будет проходить обучение?
  • По какой специальности вы учились раньше?
  • Где работаете сейчас?
  • Как планируете обеспечивать себя во время учёбы?
  • Оплатили ли вы учёбу заранее? Почему нет?
  • Сколько времени будете учиться?
  • Вы уже жили в других странах? Как долго? Почему жили там?
  • Были ли вы в странах шенгена?
  • Есть ли у вас действующая шенгенская виза?
  • Были ли в Португалии? Когда последний раз?
  • Планируете ли прямой въезд в Португалию или через другую страну?
Что касается оплаты учёбы, то не всегда её можно произвести заранее, хотя формально это и требуется для визы. В моём университете не предусмотрена предоплата, надо сначала явиться туда и записаться на выбранные дисциплины, без этого просто не будет платёжных данных, что я и объяснила.

Беседа проходила на португальском, т.к. обучение предполагалось на этом языке. В соседнем окошке беседовали на английском с человеком, который ехал учиться на английском.

В какие сроки сделали визу

Официально максимальный срок рассмотрения запроса на учебную визу в Португалию - 30 дней. Мне сделали за две недели с небольшим. О готовности визы автоматически не информировали, надо было связываться с консульством. Сами они советуют звонить, но это бесполезно, лучше написать имейл, указав суть вопроса и номер паспорта в теме письма. На такие письма отвечают.

Идея куда себя деть в ожидании, когда вклеят визу

Паспорт заранее не забирают, в день выдачи его оставляют в консульстве, и потом надо ждать часа 2-3. Прямо по соседству с консульством Португалии находится сад Аптекарский огород, где я и провела это время. Там билет действует в течение дня, можно сколько угодно раз заходить-выходить. Там не только прикольно, но ещё есть кафе и туалет, если что (в оранжерее на нижнем этаже).

Как я уже сказала выше, оформление учебной визы в Португалию - это мини-версия того, как происходит решение бюрократических вопросов в этой стране. Не очень приятно, но, если заранее запастись некоторой долей пофигизма, вроде бы и не так плохо. В конце-концов, моё обучение здесь определённо стоило потраченных нервов, да и российская бюрократия не намного лучше, просто привычнее и потому более предсказуема.

Последний совет: Если соберётесь ехать учиться в Португалию или переехать сюда, не живите одними документами, это морально утомляет. Гуляйте по своему новому городу, пушетествуйте по стране, и вы не успеете оглянуться, как станете своим. Даже если вы поступаете на англоязычную программу, всё равно учите португальский язык.

Мои акканты преподавателя португальского языка:

европейский вариант (только для Португалии) @port.pt
бразильский вариант (более универсальный) @nata.profe

Комментарии

  1. Анонимный10 августа, 2021

    Наталия, пожалуйста, расскажите подробнее как бронировать жилье на booking, хватит ли брони на 1 мес или нужно бронировать на весь период обучения?
    заранее спасибо за ответ

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я бронировала не на Букинге, а на Эйрбнб, но это без разницы. Бронировала на месяц, тогда этого было достаточно для учебной визы. По-моему, требования указаны в той инструкции, что дают в консульстве. Бронируя, важно перевести свой аккаунт переключить на английский язык.

      Удалить

Отправить комментарий

Free counters!