Кафедральный собор Эворы: средневековая архитектура Португалии

Кафедральный собор Эворы (Catedral Sé de Évora) - самое высокое здание в городе, его треугольный купол видно практически отовсюду. Согласно сайту visitevora.net, это самый большой средневековый собор в Португалии

Как обычно бывает с такими грандиозными храмами, невозможно точно сказать, в каком году он был построен, т.к. это не было единовременным событием. Первый этап строительства относится к XII-XIII веку, второй (основной) - к XIII-XIV, и уже позже были менее масштабные дополнения. Может быть поэтому здание получилось таким необычным. Смешанный стиль, романский и готика, непохожие одна на другую башни и шпили. По-моему, Кафедральный собор Эворы немножко как из сказки.

Кафедральный собор Эворы - Португалия

Внутри типично готические высокие своды и колонны, всё в серых тонах:

Кафедральный собор Эворы

Слева установлен орган XIV века, до сих пор в рабочем состоянии. В соборе говорится, что это иберийский орган, уникальный в своём роде. Что такое иберийский орган я не очень разобралась. Есть один более-менее простой признак - горизонтальные трубы в передней части, но этим, конечно, его особенности не ограничиваются.

Иберийский орган в Кафедральном соборе Эворы

Самое интересное в Кафедральном соборе Эворы - это то, что раньше прихожанам собора было недоступно, и куда теперь можно попасть, купив билет: крыша, клуатр и внутренний сад. Тут-то и раскрываются его истинные размеры. 

На крыше собора, вид на главный купол:

Кафедральный собор Эворы

За главным куполом площадка, украшенная каменными факелами:

Кафедральный собор Эворы

Внутренний сад с апельсиновыми деревьями и окаймляющие его галереи клуатра:

Кафедральный собор Эворы

Коридор клуатра:

Кафедральный собор Эворы

Сейчас службы в Кафедральном соборе Эворы бывают только по утрам, так что в "музейное время" вряд ли встретишь в этих коридорах священников, а раньше у собора была гораздо более бурная религиозная и политическая жизнь. Самая знаменитая историческая личность, связанная с этим - король Португалии Энрике I, который, в 1540-1564 годах был архиепископом Эворы.

На крышу клуатра тоже можно подняться, оттуда Эворский собор виден в другом ракурсе. Если сравнить с фасадом, то вообще как будто два разных здания.

Кафедральный собор Эворы

Кроме этого есть ещё музей-сокровищница при соборе, он находится в отдельном здании, в которое попадаешь через смежный коридор. Коллекция, как и в музее при церкви Святого Франциска в основном связана с сакральным искусством, но кроме этого там хранятся ещё реликвии.

Что мне было интересно - это европеизированные образы Марии, Иисуса и святых в живописи. Было несколько картин португальских художников, где это выражено в той или иной степени. Самая самая из них - работа неизвестного художника XVIII века из монастыря Святой Моники. На этой картине европеизация святого семейства прямо-таки достигает пика. Персонажи не только имеют европейские лица и одеты по последнему слову европейской моды, но Мария даже наряжена в белый кудрявый парик:

Эворский собор, картина в музее-сокровищнице

Такой детали в изображении Марии я больше пока что не видела нигде.

Другая тема, которая явно выражена в этом музее - мученичество святых. Так-то в этом нет ничего нового, что православные, что католики всегда были к этому как-то уж очень неравнодушны. Что показалось любопытно - люди на картинах как будто воспринимают это само собой разумеющимся. Скажем, стоят трое святых, обсуждают книги, библию вероятно, а перед ними валяются чьи-то оторванные ноги, но это их не беспокоит совсем никак. Или стоит женщина с пальмовой ветвью в руке, выражение лица у неё такое, как если бы это был самый обычный день в её жизни. Одна только маленькая деталь - в шее кинжал торчит, но ей это совсем не мешает. Эти подробности изображены настолько равнодушно и схематично, что я даже не сразу их заметила, а, если приглядеться, они обнаружатся на многих картинах.

Как и в случае с европеизацией Марии в этой теме тоже был экспонат, в котором она достигла своего пика: святой не только не обращает внимание на физические увечья, у него даже румянец на щеках проступает. Это скульптура Святого Себастьяна XIV-XV века:

Эворский собор, музей-сокровищница

Т.к. Эворский собор вместе с музеем действительно большой, то билеты продаются как комплексные, так и на всё сразу. Стоит только иметь в виду, что, если сам собор смотреть не целиком, скажем, не подниматься на крышу или не идти в клуатр, то и полного представления о нём не будет, потому что с разных сторон он разный, и ни с одной не увидеть его как целое. 

Text.ru - 100.00%

Комментарии

Free counters!