Celpe-Bras: как я сдавала экзамен на сертификат по португальскому языку

Celpe-Bras: как я сдавала экзамен на сертификат по португальскому языку
Celpe-Bras (Certificado de Proficiência em Língua Portuguesa para Estrangeiros) - международный сертификат, подтверждающий владение португальским языком как иностранным, выдаётся Министерством образования Бразилии.

Сдача Celpe-Bras предполагает уровень владения португальским языком не ниже В1 (среднего). 

Экзамен необходимо сдавать для поступления в бразильские университеты и для валидации диплома о высшем образовании, полученном за пределами Бразилии. Также вам может потребоваться сдать экзамен Celpe-Bras для подтверждения владения португальским языком при получении бразильского гражданства и при трудоустройстве. 

Что из себя представляет экзамен Celpe-Bras?


Celpe-Bras предназначен для того, чтобы проверить уровень владения португальским языком и умение пользоваться им в реальных жизненных ситуациях. Т.е. это не тест с выбором буковок.

На экзамене оценивают практические навыки - умение воспринимать письменную и устную информацию, вести беседу на португальском языке, выражать свои мысли письменно и анализировать. Грамматика, произношение и орфография тоже проверяются в ходе экзамена, но в нём нет частей, специально для этого предназначенных. 

Как я готовилась к Celpe-Bras


На момент, когда я собиралась сдавать экзамен, я жила в Бразилии и только-только начала говорить на португальском языке. Я не занималась ни по каким специальным учебникам, только иногда (может быть раз в две недели) открывала книги по грамматике. На курсы тоже не ходила. Т.е. можно было бы сказать, что я не готовилась никак, а просто находилась в стране языка, но это очень упрощённое представление.

Во-первых, я общалась на португальском языке каждый день и с разными людьми. Даже в магазине я старалась всегда обменяться парой слов с кассиршей. Я старалась выполнять всё, что связано с жизнью в Бразилии, сама. 

Например, такая простая вещь как сходить распечатать документы - даже если вы учились на курсах, не значит, что у вас это получится, потому что парень за стойкой не разговаривает фразами из учебника, он использует жаргонные слова, шутит, говорит что-то про формат распечатки, а ещё он с Северо-Востока, и произношение у него такое, что фиг поймёшь. 

Либо надо заполнить форму в карториу, найти информацию о том, как оформить какой-то документ, ответить на вопросы сотрудника миграционной полиции, снять деньги в банкомате, записаться на кулинарный мастер-класс. Вот такие практические вещи очень мне помогли. 

Ещё я постоянно читала на португальском, потому что вела блог о Бразилии (который теперь перенесён сюда), и хотела больше о ней узнать, а информация на русском языке была только шаблонной. Весь мой компьютер, все социальные сети и приложения, - всё было на португальском. Я смотрела Шавеса (комедийный сериал, очень известный в Бразилии) и всякие видео с Ютуба тоже на португальском.

В общем, получилось, что с уровня А1 я дошла до уровня В2 в письменной речи и С1 в устной где-то за 5 месяцев. 

Как прошла письменная часть Celpe-Bras


Celpe-Bras состоит из письменной и устной части, которые сдаются в разные дни. Письменная часть дольше и была первой. 

Я сдавала экзамен в Сан-Бернарду-ду-Кампу, нас встретили у входа в университет, везде была разметка и помощники, которые подсказывали, куда идти, где что заполнить, отметить и т.д. Были напитки и закуски для кандидатов.

Во время экзамена нельзя было разговаривать и держать рядом личные предметы, кроме письменных принадлежностей. Первое задание было посмотреть видео, а потом на его основе выполнить творческое задание. 

В видео рассказывали о производстве элитного кофе: как выращивается, как сушится, обжаривается, как оценивается и т.д., а задание к нему - сделать рекламу ресторана, где подают традиционные блюда и такой элитный кофе, сделав акцент на последнем. 

Задание было сформулировано не то чтобы не так явно, но в нём много говорилось о меню и о кухне ресторана, а о кофе только одна короткая фраза, и кандидаты, которые сидели впереди и по бокам от меня, я видела, начали составлять меню вместо рекламы.

Дальше было три текста, по размеру - страница А4 мелким шрифтом. На эти тексты надо было отреагировать в письменной форме. 

Например, один из них - страница из газеты, в которой в говорится о том, что волонтёры открыли передвижную библиотеку в фавеле, об их трудностях, успехах, отзывах жителей и т.д. Надо было написать в префектуру и в развёрнутой форме аргументировать, почему этот социальный проект необходимо профинансировать. Ко всем текстам надо было написать что-то около страницы письменного задания.

Как прошла устная часть Celpe-Bras


Когда я записывалась на экзамен, можно было выбрать, сдавать устную часть сразу после письменной или на следующий день. Я выбрала второе, мне назначили время, но приехать советовали хотя бы за полчаса.

Я приехала совсем рано и в ожидании перед экзаменом поболтала в коридоре с другими кандидатами, мы разговаривали на португальском, это помогло меньше волноваться и было хорошим разогревом. 

В какой-то момент к нам подошла женщина и на безупречном португальском спросила, зашли ассистенты в экзаменационный класс или нет. Она так хорошо говорила, что мне стало страшно с ней себя сравнивать, и я об этом сказала, а она посмеялась и ответила, что она экзаменатор :-)

Экзамен длился ровно 20 минут, он целиком записывался в формате аудио. Было два экзаменатора, сначала спрашивали о культурно-языковом опыте в Бразилии: нравится ли мне в этой стране, чем Бразилия отличается от России в культурном плане, какие города я бы хотела посетить, легко ли мне учить португальский язык, кто мне в этом помогал и т.д. Все эти вопросы берутся из анкеты, которую претенденты заполняют при регистрации на Celpe-Bras.

После этого дают карточку с картинкой и небольшом текстом – elemento provocador. Это может быть диаграмма, обложка журнала, постер и т.д (у меня был весь набор), даётся время посмотреть содержимое, потом просят прокомментировать карточку (это должен быть более менее развёрнутый текст, но не слишком), потом задают несколько конкретных вопросов по ней. Примеры таких карточек можно найти на сайте Celpe-Bras, я на них дома потренировалась разок, чтобы привыкнуть к формату.

Количество карточек, зависит от того, сколько говоришь по каждой.

В конце мне включили кусочек экзамена, и надо было подтвердить, что это я на записи.

Результаты экзамена и сертификат


Результатов экзамена пришлось ждать долго, я уже и забыла о нём к тому времени, когда они пришли. Это заняло где-то три месяца. Сертификат выдаётся только в электронном виде, его подлинность проверяется тоже в интернете. Чисто для себя я распечатала его на твёрдой бумаге в цветном варианте.

Можно ли сдавать Celpe-Bras в России?


Celpe-Bras можно получить только в авторизованных центрах. Посмотреть список экзаменационных центров Celpe-Bras в Бразилии и других странах можно на официальном сайте. На момент, когда я сдавала экзамен, в России таких центров не было (обновление 2024: и сейчас тоже нет).

В России есть португальские экзамены серии CAPLE. Я сдавала такой экзамен уровня С1. До этого читала противоречивые мнения о том, стоит ли идти на этот экзамен с бразильским португальским, но без конкретики. Если подумывает об этом, вот сравнение экзаменов и моё мнение, насколько это имеет смысл. Основано на собственном опыте.

Как записаться на экзамен Celpe-Bras?


Записаться на Celpe-Bras можно онлайн, для этого необходимо будет заполнить форму и ответить на несколько вопросов. Запись ограничена по времени - экзамен Celpe-Bras принимают два раза в год, поэтому нужно успеть попасть в список экзаменуемых до определенной даты и потом ещё оплатить к нужному числу. Расписание можно посмотреть на официальном сайте Celpe-Bras.

После записи онлайн, надо сохранить документ, подтверждающий запись - примерно за месяц до экзамена его нужно будет показать в экзаменационном центре для подтверждения регистрации.

Примечание: Когда я переносила статьи в этот блог со своего старого сайта "Бразильские записки", эту статью немного обновила, но её успели скопировать в старом виде и опубликовать у себя владельцы домена vbrazilii.ru. Обратите внимание, что эти люди скорее всего вообще не говорят на португальском языке и в Бразилии не были, я не советую руководствоваться их материалами.

Помощь в подготовке к Celpe-Bras 


Если вам нужна помощь в подготовке к Celpe-Bras, вы можете написать мне в директ в  Инстаграме: @nata.profe. Сейчас я профессионально работаю с португальским языком, знаю как бразильский вариант, так и европейский. 

Пожалуйста, помечайте в самом начале сообщения "подготовка к экзамену Celpe-Bras", чтобы я его заметила на фоне остальных.

Всех, кто пишет с вопросом о том, как обойти закон, как купить сертификат и прочую ерунду, я сразу блокирую, не тратьте своё время.

Комментарии

  1. Упомянутый Вами домен, похоже не только эту статью скопировал.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, они много накопипастили. Но в этом совершенно никакого смысла нет: в Бразилии они не были, не работают с ней, а мои материалы изначально некоммерческого характера, т.е. денег не принесут.

      Удалить

Отправить комментарий

Free counters!