Денпасар: два дня в столице Бали

На Бали мы остановились в Денпасаре - это самый крупный город на острове, если можно так выразиться, его столица.

Денпасар (Denpasar) - не самое традиционное решение для поездки на Бали, т.к. находится далеко от побережья, и там нет такого количества достопримечательностей, как в Убуде, который тоже расположен в глубине острова, но пользуется популярностью у любителей природы и искусства. Тем не менее, у Денпасара есть своё преимущество: там значительно меньше рассчитанного на туристов лохотрона, и очень спокойно вечером. Что касается интересных мест, то нам вполне хватило. За один день мы увидели и архитектуру Бали, и храм, и художественную галерею, а на другой день поехали по побережью.

Денпасар очень зелёный город, и если бы не типичные для Бали проблемы с транспортом, его бы даже можно было назвать уютным. Там нет и, надеюсь, никогда не будет, высотных домов. Это центральная улица:

Денпасар

А так выглядят улочки поменьше:

Есть, конечно, и страшненькие, но у меня сели батарейки, как раз когда мы их проходили. Там были какие-то рынки, где продавцы раскладывали фрукты прямо на земле, и всё смотрелось довольно грязно; ряды серых убогих домиков с лавочками, в которых продаётся всякая дребедень и просто какие-то замусоренные углы. Но такого было не очень много.

В центре Денпасара почти на каждом шагу встречаются скульптурные украшения.

Денпасар - скульптуры на одной из главных улиц

Кажется, что они позеленели от времени, но на самом деле многие из них новые, просто на Бали так влажно, что мох и плесень вырастают почти сразу.

Почти на всех больших перекрёстах Денпасара стоят скульптуры на религиозную тематику. Балийцы индуисты, но их версия настолько своеобразна, что практически представляет собой самостоятельную религию. Статуя, украшавшая ближайший к нам перекрёсток - четырёхлицый Брахма:

Денпасар - статуя Брахмы

Религиозная тематика просто пропитывает Денпасар. Храмы на каждом шагу, но помимо этого у многих во дворе устроены собственные алтари, особенно на улицах, где дома побогаче:

Денпасар - семейный алтарь возле дома

Поскольку я не специалист в местной религии, уточнила у нашего водителя, алтари это или просто украшения. Он сказал, что это алтари, и у него дома тоже есть свой. Каждое утро он делает небольшое подношение и просит удачи в работе. Их устанавливают перед магазинами, банками, заправками и ресторанами. Такое ощущение, что религия и коммерция на Бали тесно связаны.

У нас в отеле на стойке регистрации всегда стояла коробочка с подношениями. Это было немного странно, потому что в неё заползали муравьи и постоянно копошились в лепестках цветов и кусочках фруктов, отчего у меня возникали ассоциации с разложением и распадом, но, видимо, на Бали это не идёт вразрез с эстетикой. Характерные зелёные коробочки были повсюду, даже на дороге.

Денпасар, Бали - подношения богам

Главный храм Денпасара - Пура Агунг Джагатната. Храмы там не выглядят как единая постройка, это скорее собрание больших и маленьких алтарей, водоёмов, ворот и скульптур. Стражи храма частенько стоят под зонтиками - это знак уважения. Странное существо в центре - ничто иное как "фаллос бога".

Пура Агунг Джагатната - Денпасар, Бали

Почему у него есть глаза, уши и зубастая пасть, остаётся загадкой :-)

Пура Агунг Джагатната - Денпасар

Об этом храме у меня приятное воспоминание: рано-рано утром, около пяти часов, оттуда послышалась звенящая музыка, как колокольчики. Когда слышишь это лёжа в постели, в полной тишине утра, а не где-то в толпе туристов, предварительно заплатив мзду, ощущения непередаваемые.

Но был и неприятный момент: в Пура Агунг Джагатната мы прошли крещение балийским лохотроном. Суть его в том, что, когда заходишь в храм, из глубины его размахивая руками бежит "служитель" и начинает вас прогонять, т.к. "в такой одежде нельзя". Когда вы уже готовы уйти, он радостно выдаёт вам саронг (в большинстве храмов он и правда выдаётся, только бесплатно), и, уже когда вы стоите посреди храма, выясняется, что саронг стоит 50 000 рупий. При этом настоящие служители спокойненько сидели и наблюдали со стороны. Зато этот предприимчивый балиец показал мне, откуда шла музыка. Вот эти инструменты:

Балийские музыкальные инструменты, Денпасар

Рядом с Пура Агунг Джагатната находится Музей Бали (Музей Негери Пропинси), где тоже есть свой лохотрон в виде "гидов", которые прикидываются, будто работают там, а потом требуют денег. Перед нами шла парочка, которая купилась на их услуги, и могу сказать, что рассказывают эти "гиды" всякую фигню.

Тем не менее, Музей Бали  - одно из самых стоящих мест в Денпасаре, если хочется познакомиться с балийской архитектурой и провести время в красивом саду. У меня очень быстро пропало желание ехать в какие-то отдалённые дворцы и храмы, и этот музей оказался отличной компенсацией и даже может быть квинтэссенцией того, что я от этих поездок ожидала: там есть все типичные примеры балийской архитектуры, по которым о ней можно составить вполне неплохое представление. Музей Бали состоит из сада и коллекции артефактов, связанных с местной историей и культурой. Я бы сказала, что это скорее атмосферное место и неплохой вариант для фотосессий, но кое-какие любопытные факты тоже можно почерпнуть.

Балийская архитектура в Музее Бали, Денпасар
В Музее Бали

И ещё поблизости была художественная галерея - Гедунг Мердека. Она небольшая, но приятная, островок цивилизации и честности. Вход в галерею бесплатный, все картины продаются. Я перед поездкой читала, что Бали знаменит среди ценителей искусства, и вот как раз представился шанс посмотреть на работы местных художников. В Гедунг Мердека не было постоянной экспозиции, картины там задерживаются не дольше, чем их покупают, и, надо сказать, такие картины хочется купить. Вот одна из картин, что мы видели в галерее:

Галерея Гедунг Мердека, Денпасар

В парк Пупутан Бадунг мы идти поленились, т.к. заколебались постоянно перебегать дорогу, бросаясь под колёса скутеров. Зато недалеко от галереи нашли экзотический христианский храм и рождественскую ёлку. Вот она балийская ёлочка:

Денпасар, Бали - рождественская ёлка

Фото церкви, к сожалению, получилось весьма так себе, хотя я наделала миллион кадров:

Католический храм в Денпасаре, Бали

Католическая церковь Святого Иосифа. Как и абсолютно все встреченные нами азиатские церкви, она была закрыта. Возможно открывают только во время службы. Так интересно: вместо того, чтобы построить классическую церковь, сделали, по сути, традиционный балийский храм с характерными треугольными навесами из чёрной соломы, и украсили его католическими статуями и крестами.

В общем, хоть Денпасар и нетуристический город, но представление о культуре Бали там вполне можно составить. У меня даже сложилось впечатление, что совсем необязательно ехать для этого в Убуд или в отдалённые большие храмы. Собственно, мы и не поехали :-)