четверг, 29 марта 2018 г.

Большой Дворец в Бангкоке: потеря времени и денег

О посещении Большого Дворца в Бангкоке я пожалела, хотя именно его хотелось увидеть больше всего. 

Были в Бангкоке странные, сомнительные места, в которых тем не менее было весело и интересно, а Большой Дворец вроде бы и шикарный, но не принёс ничего кроме стресса, усталости и разочарования. Стоимость входа сильно завышена: в рублях около тысячи. При этом дворец не обладает ни столь долгой историей (XVIII век), ни такой уж грандиозностью. Я бы сказала, что там вообще нет атмосферы дворца из-за ужасной толкотни и криков китайских туристов. 

Стоит ли идти в Большой Дворец? Хмм...


Большой Дворец снаружи, окружённый глухой стеной:

Большой Дворец в Бангкоке - стоит ли идти?

Это один из лучших его ракурсов - все ступы как единая композиция, и ничто их не загораживает. Внутри таких видов нет.

Вход во дворец предваряет достаточно большая территория, на которую вход бесплатный. Там ещё ничто не предвещает плохого, и даже создаётся иллюзия, что во дворце просторно, и можно погулять:

Большой Дворец, Бангкок - стоит ли идти?

Дальше будет касса, очередь большая, но двигается быстро. Некоторых из тех, кто уже купил билет, но был одет неподобающе (ноги, открытые до колен и особенно оголённые плечи), не пускали, но это их личное упущение: предупреждение на кассах есть. Дресс-код вводится из-за храмов.

Когда попадаешь на территорию дворца, понимаешь, что там не то что не просторно, шагу ступить негде из-за туристов. Допускаю, что мне не повезло, но по статистике Гугл, такая посещаемость держится весь день, только в первые полчаса народу поменьше. Часы для посещения сильно ужаты - с 8:30 до 15:30. Мне это кажется элементарным неуважением к туристам: лишь бы денег содрать побольше и побыстрей, а там пусть хоть удавятся.

Может быть ради Храма Изумрудного Будды?


От входа меня унесло вместе с толпой как рекой, и я даже не помню толком, что там было вначале. Как-то я оказалась у Храма Изумрудного Будды, это его зеленоватый пранг (ступу-шпиль в середине) видно с улицы:

Большой Дворец, Храм Изумрудного Будды

Храм настолько плотно окружён людьми, что к нему даже страшно подходить, а там ещё надо оставлять обувь на входе, боялась, потом не найду. Снаружи он весь блестит, но, к сожалению, рассмотреть орнамент невозможно, из-за того что негде ступить, и видишь только то, что находится прямо перед носом, и то одно мгновение, потому что сзади толпа подпирает - люди тоже хотят зайти в храм.

Большой Дворец, Храм Изумрудного Будды

Главный сюрприз меня ждал внутри храма - будду не видно. Не только из-за того, что народу очень много, и, чтобы подойти ближе, пришлось бы простоять там полчаса-час, по миллиметру продвигаясь вперёд, но и потому что он маленький и стоит очень высоко. Даже подойдя поближе, я бы не смогла его разглядеть. Изумрудное у будды только лицо, и оно видно как большая зелёная точка. Фотографировать нельзя. По сравнению с Храмом Лежащего Будды, где тоже много посетителей, здесь совершенно невозможно находиться.

Плюс ко всему то ли так совпало, то ли китайцы в принципе обожают Большой Дворец в Бангкоке, но именно их там было больше всего. Чтобы не показаться расистом, скажу так: их представление о поведении в общественных местах сильно отличается от того, что считается приличным в большинстве других культур, с которыми мне приходилось иметь дело. Им комфортно и нормально кричать (именно кричать), кашлять друг на друга, показывать на всё пальцем перед носом у других людей (тыча вам в лицо практически), лезть прямо вплотную к вашему фотоаппарату, когда вы фотографируете, и толкаться. Если представить, что все вынуждены находиться впритык друг к другу, и 50-70% людей ведут себя таким образом, вы поймете, почему мне захотелось смотаться из этого дворца почти сразу.

Но я ещё для порядка походила от одного храма к другому:

Большой Дворец, Бангкок

Они красивые и красочные, просто наслаждаться этими храмами трудно в таких условиях, да и не видно половины.

Большой Дворец, Бангкок

Алтари с лотосами, некоторые даже умудрялись там молиться:

Большой Дворец, Бангкок

Стражи Большого Дворца и тронный зал


Самое интересное в Большом Дворце - статуи стражей. Может быть это, ради чего туда стоит сходить. Их много, они разные, и их хорошо видно, т.к. они высокие.

Стражи Большого Дворца, Бангкок

Такие стражи (якши, яки) обычно стоят у ворот больших тайских храмов. Традиция устанавливать украшенных керамикой разноцветных стражей восходит к XIV веку. Впервые их стали делать на севере Таиланда. Якши одеты в яркие одежды и держат в руках меч. Кожа у них может быть любого цвета, как правило не характерного для людей. Лицо с выпуклыми глазами напоминает ящерицу. У якши всегда большие клыки и страшный оскал. У некоторых носы в виде маленького хобота:

Стражи Большого Дворца, Бангкок

И ещё заметила такую деталь: у всех стражей есть "золотое" кольцо. Вряд ли тут имеется какая-то связь, но у стражей-якши есть женские пары - якшини (не во дворце, но теоретически).

Стражи Большого Дворца, Бангкок

На крышах стражи поменьше, с растопыренными ногами и руками; вывернутые наружу локти вероятно намекают на сверхспособности:

Стражи Большого Дворца, Бангкок

В первый момент стражи храмов Большого Дворца производят сильное впечатление, но, по мере того, как устаёшь от шума и толкучки, начинаешь к ним привыкать. Посмотрев с десяток разноцветных стражей, я попыталась было выйти в одни из боковых ворот, ведущих примерно туда, где стоят кассы с билетами (и я была не одна!), но охранники не пустили, сказали, что единственный выход тот, что в конце маршрута. Пришлось честно следовать к тронному залу:

Большой Дворец, Бангкок - Тронный зал

Там больше места, и поэтому чуть полегче, но энтузиазма что-то разглядывать уже не было.

Ещё один страж:

Стражи Большого Дворца, Бангкок

И на этом всё. Выйдя из дворца, я позавидовала мужу, который не пошёл и спокойно ждал меня, сидя на лавочке возле кассы :-)

Позже я узнала, что в Ват Пхо тоже были большие и малые стражи как в Большом Дворце, но мы не дошли до них.

Комментариев нет :

Отправить комментарий